Возвращение «Красного чума»: школы могут стать кочевыми
В РФ могут появиться кочевые школы, такая инициатива поступила от Совфеда. Что это такое и кому предназначено, мы выяснили вместе с экспертами.
фото: Global Look Press
Инициатива была озвучена на съезде коренных малочисленных народов Арктики в Москве членом Совфеда и главой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорием Ледковым, полагающим, что, обучаясь в учебном заведении, кочующем вместе с кочевым народом, «к 10 годам мальчики могут стать настоящими оленеводами, рыбаками, а девочки освоят народные ремесла. Это будут подготовленные дети, которые канву своей традиционной жизни никогда не потеряют, не оторвутся от своих корней».
Согласно статистике, постоянно кочуют по территории РФ более 20 тысяч человек, главным образом представители малочисленных коренных народов, живущих в разных регионах Севера и Сибири, — ненцы, долганы, эвенки, чукчи и другие. Порядка 9 тысяч их детей на сегодня обучаются в специальных школах-интернатах, куда учеников собирает по кочевьям вертолет, вездеход или лодка и увозит от семьи сразу на 9 месяцев учебного года. На Ямале, к примеру, 28 таких интернатов, находятся они в стационарных поселках, подчиняясь федеральной системе образования.
– Там очень специфический контингент, – на условиях анонимности признается педагог начальных классов из средней полосы России, ездившая в подобную школу на заработки. – Кочевники, завидев «школьный» вертолет, прячут своих детей. Чуть не с собаками приходится их искать. А кого находят и силой привозят, тем непривычно отрываться от условий, в которых они родились. В интернатах вообще не самая приятная обстановка для учеников «началки», а в таких и подавно.
Еще бы: если папа с мамой, братья и сестры, дедушки и бабушки, а также родня, друзья семьи и соседи постоянно перемещаются с места на место в сопровождении оленей, разбивая чумы каждый раз в новом месте, переживая полярные день и ночь и любуясь северным сиянием, обидно в это время торчать в казенном заведении вдали от родных. Именно это имел в виду автор проекта Ледков, заявив, что изначально идея кочевого обучения зародилась у самих кочевников, не желающих отдавать детишек в интернаты. Пока речь только о начальных классах, и некоторый опыт уже наработан: прошлым летом учительницы-активистки организовали в тундре несколько кочевых классов и сами кочевали со своими учениками и их родителями. Оленеводы и их дети остались в полном восторге.
– Я слышала, что это хороший заработок, – делится преподаватель средней школы из Москвы. – Но подходит главным образом студентам педвуза на каникулах, благо до сих пор даже их, еще не дипломированных, с радостью принимали. Им интересно увидеть своими глазами быт народов Севера. А в моем возрасте за учениками уже не кочуют.
Эксперты – этнографы, ратующие за сохранение культуры северных народов, – большинством голосов за кочевую школу и против интернатов, по крайней мере, для учеников с 1-го по 4-й класс.
– До 10-12 лет – как раз тот возраст, когда ребенок нарабатывает свой бэкграунд, – говорит детский психолог Иван Пронин, занимавшийся с детьми оленеводов. – Если это время отпрыск кочевого народа проведет вне своей культуры, с большой вероятностью он от нее оторвется. Потеряет привычку к кочевой жизни, навыки и закалку.
В педагогической среде отношение к кочующим учебным заведениям неоднозначное: вроде бы идея неплоха, но смущает техническая сторона – где взять достаточно преподавателей, согласных кочевать по тундре? Как проводить итоговые аттестации, как организовать процесс обучения полярной ночью, в лютые морозы ниже минус 40 и пр.?
– При кочевом формате обучение детей, как и связь кочевников с внешним миром, зависят от генератора, – говорит Андрей Веденеев, чья диссертация посвящена быту тундровиков. – Вырубился генератор – и сразу первобытная жизнь у костра, ни телефона, ни Интернета.
Но сама по себе идея далеко не нова: проекту «Красный чум» уже более 90 лет. Впервые ликвидацией безграмотности народов Севера озаботились после революции 1917 года, основав так называемые Красные чумы: в них селили учителей, он же и считался школой, а заодно читальней, медпунктом и «чумом культуры». В Красных чумах учились не только дети, но и их безграмотные родители, там же можно было получить неотложную медпомощь, узнать новости, напечатанные в газетах, и обсудить их с учителем и соплеменниками. Каждому Красному чуму полагалась своя оленья упряжка, благодаря которой «чумовая школа» следовала за своими учениками. Система Красных чумов существовала до 1975 года, а теперь, возможно, ее ждет ренессанс.