«Калаши» и гранаты: Лантратова объяснила необходимость вернуть в школы НВП
В последнее время школы сотрясают нововведения, связанные с сегодняшними реалиями. После начала СВО в корне поменялась работа по патриотическому, военному и историческому воспитанию юного поколения. Подъем флага РФ под гимн России, «Разговоры о важном» – теперь очередь дошла и до введения (а, по сути, возвращения) начальной военной подготовки в школы и профтехучилища. «МК» выяснил подробности у автора идеи и узнал мнения учителей и родителей.
фото: Алексей Меринов
Минобороны РФ поддержало введение предмета по военной подготовке в школах и колледжах. В положительном ответе замминистра обороны Валерия Герасимова указывается, что новый предмет лучше ввести в течение последних двух лет обучения (10-11 классы) и выделить на него 140 часов.
Одним из главных инициаторов возвращения НВП является первый зампред комитета Госдумы по образованию Яна Лантратова.
– Сегодня в условиях роста террористической опасности, необходимости государства особенно стойко защищать права своих граждан на рубежах нашей страны дети должны обладать необходимыми знаниями и навыками, как вести себя в критических ситуациях угрозы жизни и здоровью, – объяснила «МК» причину необходимости возвращения НВП Лантратова. – Уже со следующего года школьные программы будут дополнены новыми учебными модулями в рамках ОБЖ, на которых старшеклассников научат обращаться с автоматом Калашникова, оказывать первую медпомощь, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты и создавать сооружения для защиты личного состава и укрытий для боевой техники. Ребята овладеют принципами действия оборонительной гранаты Ф-1 и РГД-5, основами строевой подготовки, действий в современном общевойсковом бою, знаниями о составе и вооружении мотострелкового отделения на БМП и др.
По словам Лантратовой, модули уже включены Минпросвещения в проект Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования. «Пока предполагается, что вести уроки будут учителя, которые имеют соответствующую квалификацию». На вопрос «МК», какие преподаватели имеются в виду, Лантратова пояснила: «Если в школах есть учителя с «боевым опытом», то им и предложат вести предмет. Но не во всех школах есть бывшие военные. В стране в принципе учителей не хватает, особенно учителей-мужчин».
Те, кто учился в советских школах, прекрасно помнят, как собирали и разбирали на скорость автомат (хорошо, что тогда школьницам не разрешали маникюр!), ездили стрелять на стрельбища и облачались в противогазы. А еще метали гранаты и тренировались на товарищах «останавливать кровотечение». Дети радовались возможности отвлечься от точных дисциплин и «поиграть в войнушку».
– Я считаю важным возвращение НВП в школы, – высказал «МК» мнение Председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. – На этих занятиях прививаются необходимые навыки защиты, навыки поведения в непростых жизненных ситуациях. Что касается дополнительной нагрузки на учеников, то я считаю, что ее удастся избежать, так как для НВП, скорее всего, заберут половину часов у ОБЖ, либо вообще заменят этот предмет на НВП (так как многие темы ОБЖ являются частью НВП).
«Нам пока ничего про это не говорили, – поделилась с «МК» учитель столичной школы Ольга Игоревна. – Мое личное отношение – время, безусловно, тревожное. Мы долго обманывались тем, что это все не пригодится. Не дай Бог, конечно, но лучше соломки подстелить».
– У нас в регионе никакой конкретики нет, – рассказал «МК» педагог истории и обществознания челябинского лицея №35, член Всероссийского экспертного педагогического совета Минпросвещения РФ Владимир Брюхов. – Потребность в обучении военному делу у нас отчасти закрывают кадетские классы, которые есть в паре десятков школ города. Родители уже в первом классе могут отдать ребенка в «кадетскую школу» с более-менее понятными ожидаемыми результатами такого обучения.
Для всех остальных есть ОБЖ и военные сборы для десятиклассников. Там, если повезет, подросткам дадут сделать пару выстрелов из АК, но это, скорее, исключение, чем правило.
140 часов, предложенных депутатами, – это 2 года по 2 урока в неделю. Могут возникнуть проблемы — как втиснуть два часа НВП в и без того раздутый разными инициативами учебный план, найти педагогов и закупить необходимое оборудование. Дождемся текста законопроекта и посмотрим, будет ли там заветная строчка «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета».
Мнения родителей относительно планов по «милитаризации» школ разделились. мама десятерых детей из Москвы Ольга Туренко считает полезным возвращение НВП: «Дети должны быть готовы к нынешней реальности, – сказала «МК» Ольга. – Но пусть лучше эти знания им никогда не пригодятся! Только бы эти уроки не стали формальностью для отчетов и лишней нагрузкой».
«Я плохо отношусь к возврату НВП! – высказала противоположное мнение москвичка Галина, мама 12-летней Насти. – Во-первых, у меня у самой крайне негативные воспоминания. Нас дико запугивали картинками ядерного взрыва, заставляли надевать древние вонючие противогазы, у меня не получалось разбирать автомат, и я даже плакала из-за этого.
И, во-вторых, НВП и милитаризированной физкультуре (метание гранат, кроссы) – не место в XXI веке. Мы должны готовить наших детей, тем более в школе, не к войне, а к мирной счастливой жизни!».