ЕС перекладывает энергокризис на страны третьего мира, спровоцировав рост закупочных цен
Брюссель не устает повторять, что европейские подземные хранилища ломятся от запасов газа, что наглядно демонстрирует независимость континента от поставок российских углеводородов. правда, стопроцентной гарантии избежать проблем с отоплением и энергообеспечением предстоящей зимой накопленные ресурсы участникам ЕС, которым уже сейчас приходится экономить буквально каждый кубометр, не позволят. Более того, скупая «голубое топливо» везде, где возможно, «богатая» Европа автоматически загоняет в угол «бедные» развивающиеся страны третьего мира, которые из-за высоких биржевых цен не в состоянии импортировать необходимые объемы сырья и стоят на пороге топливной катастрофы.
После ограничения экспортных поставок газа из России, Европа, до последнего момента на треть зависящая от наших энергоресурсов, наслаждается собственными успехами. С каждым днем со стороны стран континента доносятся все больше радостных сообщений о высоких процентах заполняемости подземных хранилищ топлива. По данным Ассоциация операторов газовой инфраструктуры ЕС, скрытые топливные бункеры крупнейших европейских потребителей заполнены почти на 100%. Конечно, это усредненные величины: по максимуму «голубым топливом» обеспечила себя европейская Элита — Германия, Франция и Италия, а у аутсайдеров, то есть стран, не располагающих подземными углеводородными резервуарами, есть причины для беспокойства. например, бывшие страны Прибалтики, общее годовое потребление «голубого топлива» вместе с Финляндией составляет около 6 млрд кубометров, зависят от одного литовского терминала СПГ Independence. Однако эта система способна предоставить чуть больше половины требуемых объемов энергоресурсов, поэтому этим североевропейским государствам зимой все-таки придется договариваться о новых топливных источниках.
Впрочем, ни одна из стран Старого Света, скорее всего, не останется предстоящей зимой без газа — существует внутренние европейские транспортные магистрали, по которым партнеры по ЕС смогут протянуть друг другу руку энергетической помощи.
Того же не скажешь о развивающихся странах, которые из-за Европы столкнулись с дефицитом «голубого топлива» и вряд ли теперь найдут топливо по доступным ценам. Как сообщает Bloomberg. Брюссель, озабоченный собственной энергетической безопасностью, фактически отнимает газ у других государств, и переносит собственные энергетические проблемы на плечи третьего мира, представители которого и так не отличаются завидной экономической стабильностью. В первую очередь, без газа рискуют остаться Таиланд, Пакистан и Бангладеш, однако этот список с каждым днем будет только пополняться. О том, в какой степени Россия может помочь развивающимся государствам своим сырьем, ответили эксперты.
Артем Деев руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Дело даже не в том, что Брюссель в преддверии зимы и в связи с сокращением поставок трубопроводного газа из России ажиотажно закупал газ и пополнял ПХГ. вопрос в цене. Трейдеры, наблюдая высочайший уровень цен на европейском рынке, предпочитали продавать сырье в страны ЕС, а не в другие регионы мира. Ведь в той же Азии стоимость СПГ формируются своим рынком: если в Старом Свете она выше, трейдеры направят суда сюда, а не в другие государства. Причем Индия, Бангладеш и Пакистан столкнулись с ситуацией, когда они не получают газ по ранее заключенному контракту. Трейдеру выгоднее его нарушить, выплатив неустойку, нежели продать весь оговоренный в договоре объем по более низкой стоимости. Именно в этом проблема для более бедных стран – дефицита сырья в мире нет, просто продавцы делают упор на Европу, стремясь получить высокую Прибыль.
России транспортировать газ в другие регионы, кроме Европы и Китая, сложно технически: в ЕС ведут несколько газопроводов, в Китай – «Сила Сибири». Остаются поставки СПГ, но для этого нужен крупнотоннажный СПГ-флот, которого у России фактически нет. Сегодня она располагает лишь девятью танкерами для перевозки СПГ, а заказы еще на два десятка находятся таких судов под вопросом, поскольку на фоне санкций от их выполнения отказалась компания из Южной Кореи. Верфь «Звезда» в России также готова исполнять заказы, но в сотрудничестве с корейцами. Так что ситуация упирается в техническую сложность – нужен СПГ-флот, который в лучшем случае будет создан через несколько лет. Да и объемы производства СПГ в России несопоставимо меньше тех, что имеют США, Катар или Австралия».
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver:
«Разорвав энергетические отношения с Россией, Европа переключилась на альтернативных поставщиков, включая производителей СПГ. Те сами не ожидали такого всплеска спроса с ее стороны. Они продают газ тем, кто больше платит. Экспортеры в Катаре и Соединенных Штатах отказываются от заявок развивающихся стран, а заключать долгосрочные контракты не хотят из-за опасений просрочек платежей. В итоге в январе — октябре 2022 года поставки СПГ в 27 стран-членов ЕС составили 105 млрд кубометров. За аналогичный период прошлого года показатель был на уровне 64 млрд. Россия в последние два месяца поставляет в Старый свет в среднем 62–72 млн кубометров газа в сутки через «Турецкий поток» и украинский транзит. В годовом исчислении это около 25–30 млрд кубометров в год.
России технически сложно наладить поставки в развивающиеся страны, поскольку она жестко связана газотранспортными сетями с другими регионами — Европой, СНГ и КНР («Сила Сибири — 1»). Те же Пакистан и Индия отдалены от нее географически. А если мы говорим о богатых государствах, таких как Япония и Республика Корея, то они ориентированы на поставки СПГ, да и прокладка газопроводов до их территории видится крайне проблемным и дорогостоящим мероприятием».