Что противопоставит Россия западным либеральным ценностям
Наши политики и политологи очень любят порассуждать о неких «красных линиях», которые якобы обозначены и расчерчены в международных правовых документах, текст которых надо свято соблюдать, так как именно там проживает так называемый «устойчивый миропорядок».
фото: Global Look Press
Мудрые философы веками искали мерило, которое бы позволило дать ответ на всё происходящее в жизни: вот это добро, а это зло; вот это хорошо, а это плохо; это добрый — и он свой, а злой — чужой. Ну и как результат: тогда бы было легко увидеть, что зло разоблачено, ложь выявлена, все плохие антигерои наказаны, а герои света и добра вознаграждены справедливым царем и живут долго и счастливо, как нас учили с детства в любимых русских народных сказках. Расул Гамзатов это в стихах оформил так: «Пусть будет хорошо хорошим, пусть будет плохо всем плохим. Пусть, проклиная день рождения и маясь в смертной суете, все подлецы и негодяи умрут от связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани»>боли в животе».
«Красная линия» — некая дипломатизированная метафора. например, Горбачеву европейцы обещали, что если он выведет группу советских войск из ГДР, то НАТО на Восток расширяться не будет. Что было дальше, вы знаете. Мне, юристу-правоведу со стажем, некомфортно сознавать, что никакие оформленные юридически гарантии ничего не гарантируют. Ну ладно, Горбачев и Ельцин не читали русскую нравственную философию от Ильина, Тютчева, Бердяева; но нам-то уже 30 лет как никто не мешает прочитать, да и В.В.Путин нет-нет да и вспомнит вслух то Ильина, то Бердяева. Ну вот могли бы его помощники и советники сделать выписку из этого, например: «Рушатся основы миросозерцания ХIХ века… Никакой легитимизм старых монархий или легитимизм новых демократий с их формальной идеей народовластия не имеет больше силы над душами людей. никто больше не верит ни в какие юридические и политические формы, никто ни в грош не ставит никаких конституций. Всё решается реальной силой… Это окончательно обнаружила мировая война, совершенно дискредитировавшая идею формального права. …Влиятельная Политика перестает быть парламентской. Вы поверили в демократию потому, что вы потеряли веру в правду и истину» (см. его «Философию неравенства», написана без малого сто лет назад). Ведь есть очевидные исторические факты. В демократическом угаре русская аристократия (когда-то креативный класс) предала монархические устои в России, и большевики в 1917 году грубой физической силой разогнали Учредительное собрание и произвели обычный госпереворот. То же самое проделало «мировое сообщество», свергнув президента Украины Януковича. Демократия — это припудренная политическая форма якобы воли народа, удобная для мировых воротил, которые решают свои финансовые вопросы. Слышим постоянно от европарламентариев, Байдена и Госдепа США, что они видят зло от России в том, что она нарушает основы демократии, а Байден добавляет, что она же подрывает либеральную платформу демократии и поэтому является страной (осью) зла, т.е. Россия якобы пересекла «красную линию» либерально-демократических моральных ценностей, а современная Украина, напротив, белая и пушистая и являет собой олицетворение демократии и либерализма, где и располагаются некое всемирное добро и правда. А раз так, то украинская <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ с явным нацистским содержанием есть свои, а русские и все, кто их не осуждает публично, — чужие, и объявленная русофобия вполне соответствует мировым стандартам и либеральным ценностям.
Очень хочется, чтобы в России появилась бы ну хоть какая-то официальная Идеология (негосударственная или обязательная, чтобы не разойтись с буквой нашей демократической Конституции — ст. 13 Конституции РФ). И хотя любая Идеология это лишь программная умственная модель, выделяющая только элементы реальности, но в ней есть очертания задач и целей, которые ставит перед собой государственная <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ. То, что обозначено в ст. 2 Конституции в качестве высшей ценности, а именно «человек, его права и свободы», — лишь декларация, позаимствованная из европейских либеральных деклараций далекого ХVIII века. Это не более чем демагогические лозунги. На заре всеобщего очарования либеральными европейскими ценностями еще в конце ХIХ века русский классик философии права Б.Н.Чичерин предупреждал, что «нельзя разумным образом установить права и обязанности лиц, не зная, что такое Право, где его источник и какие из него вытекают требования… Самое понятие о праве совершенно затмилось в современных умах. Оно низведено на степень практического интереса, ибо для идеальных начал не остается более места». Право — это не возможность капризной претензии вплоть до судебной защиты, а моральный долг в отношении своей Родины и других людей. Это понятие права затмилось в умах ученых и практиков от юриспруденции, но не в умах живых совестливых людей, которые сейчас добровольно приняли участие в частичной мобилизации, и тех, кто активно борется в Новороссии против сатанинской киевской власти. Вот это свои, а те, вместе с их иностранными пособниками, — чужие. У своих источник их права определен — это их человеческая совесть, и они знают, какие отсюда вытекают требования. Те, кто бегом смотался от возможной мобилизации, это точно чужие.
Читатель может задать вопрос: «Писатель, а ты кто? Может, и ты от службы бегал?» Не буду рассуждать о высоких чувствах, которые вполне реальны при призыве в армию. Я ушел в армию с последнего года обучения в аспирантуре. Как-то тогда было неприлично «косить». Потом 33 года службы в МВД (имею вполне боевую награду и два именных наградных ствола). Старшие сыновья тоже отслужили, а младший (7-й класс) на днях заявил, что готов приостановить учебу и пойти бить фашистов (переговорили, и он сердито согласился подождать).
Если продолжить слепо верить во всемогущество декларативных гражданских прав и свобод и в юридические формулы, из них вытекающие, то мы точно приплывем к той точке, которой уже достигла цивилизованная Европа, что замечено и современными европейцами: «Нет больше самого закона ценности; есть лишь нечто, похожее на эпидемию ценности… Добро более не располагается по ту сторону зла, ничто не имеет определенного положения… не существует оппозиции, которая могла бы или желала указать на <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ как на источник зла… Мы стали слишком слабы в том, что связано с сатанинской энергией… Мы можем противопоставить ему лишь права человека — скудный ресурс, который сам по себе является частью политического синдрома иммунного дефицита». (Ж.Бодрийяр, «Прозрачность зла»). Его приговор вполне современен, и, прочитав, остается только прийти в отчаяние. Но это точно не для русского мира, который временами способен потерять веру в силу духа, от чего нас предостерегали известные русские личности, не теряя, однако, надежду, уповая на одну неизменную особенность этого русского мира: «Русский народнический душевный тип моралистичен, он ко всему на свете применяет исключительно моралистические оценки» (см. у Н.А.Бердяева в его книге «Судьба России»). Это так, и это жутко бесило европейцев издавна, это ставилось «русскому типу» в упрек, оформленное двумя французами, любезно принятыми в России в ХIХ веке и обгадившими Россию по возвращении в Европу: «В России всё проникнуто религией. Нет ничего законного. Всё претендует на святость… Вы даже не можете организовать у себя мир гражданского порядка, простейший низкий мир» (Ж.Мишле и маркиз де Кюстин). Их книги с тех пор — классика убеждений о невежестве русских и нецивилизованности России.
В силу своего европейского атеизма этим и другим французам и прочим шведам непонятно, что религиозность основана на догматах, разделяющих духовное и материальное: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Это в русском мире соблюдалось всегда. А что европейцы получили от следования своему «низшему гражданскому порядку»? То, что о вас написал процитированный Ж.Бодрийяр — «эпидемию ценностей… права человека — часть политического синдрома иммунного дефицита, когда религия пробивает в этой системе бреши, через которые все наши ценности проваливаются в пустоту». Обратим внимание на очень важное современное событие, связанное с нашим противостоянием сатанинской власти в Украине и атеистической Европе. Попытка натравить мусульман на христиан через Чечню не удалась. Христос и Аллах всё управили, и как-то само собой стало понятно, что в «Евангелии» и в «Коране» говорится об одном и том же предмете: о любви к Богу и ближним, и там те самые важные ценности, которые гарантируют «духовные скрепы». Процитированный выше Ж.Бодрийяр, как современный европеец, видит то, что и все: «нет больше закона ценности». Это у вас в западных конституционных демократиях нет закона, кроме юридического, а у нас есть и повыше: это религиозные догматы, необъяснимым образом переходящие от предков в сердца потомков. Причем передающиеся тем, кто, возможно, не открывал ни Евангелие, ни Коран. Это генетический код, который ученые умы никогда не расшифруют.
Напрасны и сейчас частые напоминания, что жители центральной и западной т.н. Украины — славяне, мы один народ. здесь важнее всего не некие исторические родовые корни происхождения, а исповедуемая религия. Об этом уверенно писали более ста лет назад славянофил А.С.Хомяков и поэт Ф.И.Тютчев: «Разница судеб в истории народов всегда происходила от разницы в вере» (Хомяков); «Вся будущность славянской народности у западных славян, исповедующих латинство, связана именно с решением религиозного вопроса… Сомнительна возможность политической самостоятельности при утрате духовной народной личности» (Тютчев). Неспроста лидеры украинской самостийности Порошенко, Зеленский так старались завести в Украине латиницу и уничтожить основу русского языка кириллицу. Поэтому есть надежда, что, оторвав славян-украинцев от латинских обычаев, мы еще сделаем их опять своими. А те, кто будет против, пусть уезжают на столь милый им Запад, где они точно окончательно утратят свою «народную личность», а Вера в западные демократии лишь ускорит процесс.