Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школах реформируют, но пока только в старших 10–11-х классах. В программу включат много «активностей», очень напоминающих былую НВП. например, школьники будут изучать оказание первой медпомощи в бою и сбор-разбор автомата на время. Еще ожидаются метание гранат, стрельба и «создание защитных сооружений».
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школах — предмет, который и раньше вызывал споры. Одни считали, что для жизни в современном мире детям больше нужны приемы безопасности в Интернете или финансовая грамотность, чтобы не стать жертвами хакеров, телефонных мошенников или грабительских пирамид. Другие толковали, как важны человеку XXI века сведения по экологии, раздельному сбору мусора и помощи социально уязвимым членам общества. В последнее время риторика вокруг предмета изменилась. В Госдуме и на уровне министерств-ведомств зазвучали предложения вернуть в школу почившую в постсоветский период начальную военную подготовку (НВП).
Сегодня ОБЖ у старшеклассников состоит из 10 модулей. Там есть «Основы обороны» и «Основы военной службы», но эти часы занимают не более четверти от всего курса. По большому счету сейчас предмет «мирный»: здоровый образ жизни, психология экстремальных ситуаций, информационная безопасность… «Он (предмет) частично перенял традиции, сохранившиеся от начальной военной подготовки, которая была еще в советской школе», — комментирует научный редактор нового курса ОБЖ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. По ее мнению, раньше в ОБЖ был перекос между теорией безопасного поведения и практикой: «Очень много рассказывалось об опасных явлениях и крайне мало о правилах безопасности». Мол, был сжатый курс спасателей и немного НВП, а всего этого надо больше.
В школах, насколько удалось узнать «МК», тоже не бьют тревогу по поводу изменений в курсе «жизнедеятельности». Хотя и признают, что такие выдержки из рекомендаций, как «средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою». Или «общевойсковой защитный комплект (ОЗК)», а еще изучение внутреннего устройства гранат разных систем, но особенно «Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава» напрягают. Все-таки обычная школа — не военное училище.
— Нет, мы особенно не переживаем. Известно, что поменяют 2 модуля, — говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. — То есть из тех 10 разделов, что есть, поменяются два. У нас оборудование имеется в школе: манекен, носилки, противогазы, респираторы. С преподавательским составом тоже порядок, есть кому рассказать обо всем, что связано со спасательскими приемами, медпомощью и НВП. Вот небольшим школам где-то в области придется выкручиваться, наверное. С другой стороны, письма от нашего головного ведомства носят рекомендательный характер. Не смогли, допустим, вырыть в школьном дворе окоп или построить блиндаж — значит, на картинке покажем или ролик посмотрим…
Родители, как известно, относятся к возвращению НВП в школы по-разному, и новость об изменениях в курсе ОБЖ оживила дискуссию. Одни новшество поддерживают, «ребенок должен быть готов к строю и обороне». Другие, особенно мамы, кивают на то, что 10–11-е классы и без того горячая пора, когда головы забиты подготовкой ЕГЭ. А тут какие-то новые программы и, возможно, теоретические «домашки» на 3 листа.
— Да, я за! Но это все в средней школе надо делать, а не в старшей, — считает Леонид, папа московского шестиклассника. — Вот там супер: все эти носилки, и в противогазах бегать, гранаты кидать. Девочкам оказывать приемы первой помощи… А в 10–11-м классе здоровые лбы, косить будут, и все. И к тому же многие после 9-го класса уходят из школы…
— У меня очень негативный опыт был с НВП, — говорит мама двоих учеников школы Анастасия. — У нас и физкультура была какая-то военизированная, все время эти гранаты и кроссы. Помню, как мы на стадионе занимались, а на рядах сидели какие-то люди и ржали над тем, как мы деревянные гранаты кидали. И, собственно, НВП была в здании. Надо было приходить в военной рубашке и расхаживать в ней весь день. Сбор-разбор автомата Калашникова это был мрак, ничего не получалось, я плакала просто. Военрук у нас был отставной офицер, его девичьи слезы трогали, ставил нам «четверки». В шеренги становились, помню, маршировали, противогазы по очереди напяливали. Даже не знаю, зачем сегодня детям это все нужно. Трата времени из школьной программы, которая и без того перенасыщена.
В исследовании британской Национальной службы здравоохранения (NHS) используются ежедневные дозы пищевых аллергенов для борьбы с…
Солнцевский Суд Москвы вынес приговор Серику Ибатову – бойцу джиу-джитсу, жестоко избившему подростка на западе…
На рынке недвижимости обозначилась новая тенденция. Поскольку Спрос упал не только на покупку жилья, но…
По словам высокопоставленного американского чиновника, США приостановили поставки оружия Израилю на фоне обеспокоенности по поводу…
Обвиняемый в серийных убийствах канадец признается в убийстве четырех женщин из числа коренного населения. Джереми…
Звучит история так, будто это фрагмент книги-антиутопии. Но нет. Это суровая британская реальность. Экологическая благотворительная…
This website uses cookies.