В декабре в России запретят суррогатное материнство для иностранцев
Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что уже в начале декабря в России запретят иностранцам пользоваться суррогатным материнством. Полностью эта технология репродукции в России не запрещается, в том числе она возможна на коммерческой основе. Но воспользоваться ею смогут только граждане РФ и иностранцы, находящиеся в браке с россиянами.
фото: Global Look Press
Соответствующий законопроект прошел первое чтение в ГД в мае этого года. Соавторы закона указывают, что суррогатные дети «на экспорт» — это не что иное, как торговля детьми. Их судьбу нельзя отследить и неизвестно, где дети окажутся, возможно, в однополых семьях. По данным депутатов (их приводит Вячеслав Володин, а ранее его зам Петр Толстой), «за последние несколько лет из России за границу было вывезено 45 тысяч младенцев, рожденных суррогатными матерями». А сам «нелегальный бизнес» усыновления за рубеж через суррогатное тянет на «2 миллиарда евро».
Согласно новому законопроекту, сурмамой отныне сможет стать только гражданка России. А воспользоваться услугами такого рода смогут три категории. Граждане РФ, которые состоят в зарегистрированном браке. Гражданки РФ, которые не могут зачать ребенка даже через процедуру ЭКО (удаление матки и др.) Или смешанные пары, где один из зарегистрированных супругов имеет Гражданство РФ. А супруг-иностранец при этом должен проживать на территории России не менее полугода и соблюсти ряд иных условий.
Обсуждению проекта закона о сурмамах «на экспорт» предшествовали громкие уголовные дела. В ковидный 2020-й нашумела «ферма с детьми» в Москве. На частной квартире были обнаружены 4 новорожденных и еще мертвый младенец, суррогатная мама и няня. «Дело врачей-репродуктологов» стало причиной заключения под стражу 10 фигурантов — от двух гендиректоров до курьера. Заказчиками оказались граждане Таиланда и Филиппин. Среди попавших под следствие в связи с этой историей оказались именитые врачи-репродуктологи, работающие в крупных государственных клиниках. «Около 300 компаний занимается этим бизнесом [в России]», — поведал тогда Толстой, намекая, что при таких расценках на ЭКО и сурматеринство это мощное финансовое лобби.
Еще один громкий скандал на почве сурматеринства для иностранцев тоже в 2020 году случился в Красноярском крае. В уголовном деле фигурируют 20 младенцев и семьи-заказчики из Китая. сейчас дети, рожденные при участии клиники в Сосновоборске, помещены в детдома. А несостоявшиеся родители из Поднебесной судятся. Под следствием находятся сотрудники клиники и 5 сурмам, уроженок Казахстана. Интересно, что в этом случае процедуру ЭКО проводили не в России, а в Пномпене.
— Возможно, ЭКО там делали, потому что дешевле, — говорит врач-репродуктолог Оксана Инина (по оценкам «МК», в Москве ЭКО сегодня потянет на миллион-полтора, в Пномпене — 400 тысяч рублей). — Вдобавок, там много врачей — выходцев из России и врачей с советской школой. О самой процедуре могу сказать, что суррогатное материнство это то же ЭКО с донорской яйцеклеткой от самой сурмамы или с клеткой от будущей мамы, если у нее яичники в порядке. И спермой будущего отца или донорской спермой. На моей практике, не все пары, отчаявшиеся сделать ЭКО, идут «дальше», на суррогатное материнство. Причин много. Среди них религия, боязнь, что после родов будут шантажировать, по этическим соображениям. Более половины пар после неудачных ЭКО решаются на усыновление или остаются бездетными.
Что до религиозных запретов, РПЦ резко выступает против суррогатного материнства для иностранцев и не одобряет сурматеринство в принципе. При этом ЭКО православная церковь не отвергает, если процедуру проводят в естественном цикле, без уничтожения «лишних» эмбрионов. мусульманство, которое не столь однородно, все-таки мягче к сурматеринству. Шариат, например, указывает, что биоматериал может быть только от двух законных супругов и ЭКО должно проводиться только по медпоказаниям. Такой подход называют гестационным, то есть никаких «подставных» отцов и матерей…
— Проект закона, который был внесен в Госдуму, содержит ряд логических противоречий и частично дублирует Семейный Кодекс РФ,— говорит юрист Станислав Попов. — сейчас, насколько я знаю, эти разночтения устраняются. Логичнее было бы предложить пакет поправок: не только запрет иностранцам, но и регламент самой процедуры суррогатного материнства в нашей стране. Существующие сейчас законы не защищают родителей после родов, а сурмаму во время беременности. Юридически женщина, которая вынашивала ребенка, родив, становится законной матерью. Подпишет ли она прямо в палате согласие на усыновление биологическими родителями, нет ли… Есть случаи, когда детьми начинают шантажировать и требовать, к примеру, больше вознаграждения, или переписать квартиру… Или сурмама просто может передумать: гормоны, неустойчивая психика… С другой стороны, бывали случаи, когда родители передумывали забирать ребенка, «не понравился». Или же ссорились и разводились уже после зачатия, и суррогатная мама оставалась без денег, с чужим ребенком.
Суррогатное материнство носит коммерческий характер не во всех странах. Так называемое альтруистическое сурматеринство без вознаграждения (вынашивание сестрой, подругой, матерью и т. п.) разрешено в Австралии, Бразилии, Канаде, на Кубе и др. Полностью запрещена процедура во Франции, Италии, Исландии, Германии, Финляндии, КНР и др. А вот в США, Мексике, Чехии, Греции, и, как ни странно, Иране процедура полностью разрешена. Особый статус у сурматеринства в Израиле. Во-первых, биоматериал должен быть только родительский, без донорской спермы или яйцеклеток. Во-вторых, процедура проводится с разрешения и под контролем государства.