Z упало, V пропало: символы спецоперации могут попасть под запрет
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Пословица, восходящая к стихотворению Льва Толстого, посвященному одному из сражений Крымской войны, описывает столкновение непродуманных планов с реальностью. Но бывает, что овраги явственно различимы уже на бумажной стадии. Яркий пример — свежий законопроект сенаторов от Крыма Ольги Ковитиди и Сергея Цекова, предусматривающий запрет использования в рекламе букв иных алфавитов, кроме кириллицы.
фото: Лина Корсак
хотели законотворцы, разумеется, как лучше. «В настоящее время в российской рекламной среде преобладают иноязычные элементы, — негодуют сенаторы в пояснительной записке к своему законопроекту. — Нередко русское название передается полностью латиницей, встречаются примеры слов, в которых происходит замена части букв кириллического алфавита буквами латинского алфавита… Кириллическая письменность — это основа нашего культурного кода… защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства».
Но вышло так, что под запрет в публичных объявлениях попадут теперь и такие популярные сегодня в России символы, как буквы Z и V. Примеров неподобающего, с точки зрения Ковитиди и Цекова, использования этих букв, что называется, несть числа. Сплошь и происходит «замена части букв кириллического алфавита» сими представителями чуждого нашему коду алфавита латинского.
Сенаторам пришлось срочно уточнить свой замысел. «Официальными воинскими символами Z и V не являются, как и не являются элементами рекламы, — пояснила сенатор Ковитиди Интернет-изданию «Лента.ру». — Применение этих символов в социальной рекламе не противоречит нашему законопроекту, поскольку он направлен на урегулирование текста рекламы в коммерческой сфере».
Но вряд ли это объяснение можно назвать исчерпывающим. Для справки: сенаторы предлагают внести поправки в закон</span "О рекламе" — дополнить статью 5 ("Общие требования к рекламе"), содержащую перечень в рекламе недопустимого, запретом "использования алфавитов не на графической основе кириллицы, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию".
Однако под действие закона подпадает не только сфера коммерческих объявлений. Об этом сообщается уже в первых строках акта: «Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг… создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы».
Ну, то есть в случае утверждения закона в рекламной «социалке» Z и V также неизбежно станут «литерами нон грата». Да и для коммерческой сферы эти литеры совсем не чужие. Скажем, рекрутинг бойцов частных военных компаний — все что угодно, но только не социальная реклама.
Короче говоря, видимо, придется сенаторам уточнить не только свои мысли, но и сам законопроект. Иначе придется регистрировать Z и V как фирменные наименования и/или товарные знаки, а это уж совсем не соответствует нашему культурному коду.