Сенатор Клишас объяснил, почему Путин не издал указ об окончании частичной мобилизации
Издание указа о завершении частичной мобилизации не предусмотрено ни одним из законов РФ — заявил сенатор Андрей Клишас на пресс-конференции, посвященной итогам уходящего года. Глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству высказался по самым острым вопросам. Подборка самых важных тезисов Андрея Клишаса — в материале «МК».
фото: council.gov.ru
О поправках в УК и УПК, освобождающих от наказания за преступления, совершенные на территории новых регионов: «Если до 30 сентября этого года (дата принятия ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей в состав РФ. — Прим. «МК») правоохранительные органы Украины возбуждали на территории этих регионов уголовные дела по статье «Госизмена против Украины» в отношении лиц, которые объективно защищали русскоязычное население, такого рода дела подлежат прекращению. Если там совершены убийства, их надо расследовать. Не любое преступление подпадает под действие этих поправок».
О возвращении смертной казни: «Конституция не делает исключений для военного положения или интересов национальной безопасности. У СМИ почему-то есть желание постоянно обсуждать какие-то горячие темы. Есть ответ совершенно четкий, который дал председатель Конституционного суда РФ: конституционно-правовой режим не позволяет вернуться к смертной казни. Это никак не связано с членством России в Совете Европы. Вернуться к обсуждению смертной казни в юридическом плане можно, только если будет принята новая Конститу. Президент сказал, что он с этой позицией согласен. Какой смысл раз в неделю мне задавать этот вопрос?»
О принятом «мобилизационном» пакете законов и необходимости разработки законодательства военного времени: «У нас нет законов для военного времени. У нас и военного времени как такового нет. Это не потому, что властям хочется играть словами.
Военное время предполагает серьезное ограничение прав и свобод в рамках Конституции. Поэтому к теме законодательства военного времени мы относимся очень аккуратно. Президентом никогда не было сформулировано желание создать законода военного времени. Хотя было бы неплохо иметь массив законов на такой случай. У нас этого нет.
Мы внесли точечные изменения в Уголовный Кодекс, которые применяются в период боевых действий, мобилизации, в зоне, где проходит СВО. Это насущная необходимость. задача — защитить мирное население от преступлений, в частности от мародерства. Мы пока остаемся в концепции точечного изменения закона».
О необходимости ужесточения контроля над беженцами с Украины: «Надо всегда исходить из того, какие цели перед вами стоят. Если надо осуществлять контроль со стороны органов госбезопасности и полиции за лицами, которые прибывают на территорию РФ, в том числе и законно, — мы смотрим статистику и видим, что количество раскрываемых преступлений растет. То есть органы госбезопасности свою функцию выполняют.
проблема в том, что принимающая сторона — сами граждане России — не всегда выполняют свою обязанность регистрировать у себя граждан Украины. Но мы исходим из того, что, принимая беженцев, мы должны защитить этих людей, которые оказались в очень сложной ситуации. задача — обеспечить их всем необходимым, чтобы эти люди могли устроиться на работу, их дети — в сад или школу. Это не отменяет контроля за лицами, которые приезжают в Россию с недобрыми намерениями».
О мерах поддержки мобилизованных: «У нас каждое пленарное заседание эти вопросы возникают. количество законов, которые были внесены по этому вопросу — начиная от специальных правил исполнения судебных решений, вопросов управления бизнесом на время, пока человек находится в рядах ВС РФ, — таких вопросов очень много. С точки зрения особенностей исполнения судебных решений в отношении мобилизованных граждан — все эти законы приняты. Остается вопрос пенсионного обеспечения. Необходимо продолжать платить пенсии военным пенсионерам. сейчас их прекращают выплачивать, если человек был призван. Нужны соответствующие поправки, в ближайшее время это будет сделано».
О нулевой ставке по ипотеке для многодетных семей: «Это не мой вопрос. Могут банки выдавать кредиты по нулевой ставке или не могут, потребуется ли для этого субсидирование из бюджета — все это надо тщательно анализировать. Это для человека ставка нулевая. Но за этот все равно должен кто-то заплатить. Просто так сказать, что я это поддерживаю, — так банки могут настолько усложнить порядок выдачи ипотеки для многодетных, что лучше бы таких положений не принималось вовсе. сказать «я за все хорошее и против всего плохого» — много ума не надо».
О запрете работать на удаленке уехавшим из России: «В законопроекте, подготовленном мной и депутатом Андреем Исаевым, прописано, что конкретный перечень специальностей, по которым невозможна работа в удаленном режиме, определяет кабмин. Это все то, что связано с безопасностью граждан. завтра-послезавтра мы доделаем технические вещи и отправим законопроект на отзыв в правительство, после чего внесем в Госдуму.
Давайте подумаем о безопасности людей, которые живут в стране. Мы пользуемся поездами, самолетами, зависим от инфраструктуры. Если человек находится за рубежом и имеет доступ к внутренним сетям таких компаний, это создает риски для граждан.
Какие у нас есть способы свести этот риск к минимуму? Какие есть гарантии, что за этим компьютером находится именно тот человек, который заключил трудовой договор?
Я также не считаю, что мы должны создавать преференции для граждан, которые сбежали за границу от мобилизации. Меня уверяют, что эти граждане — самые креативные, везде найдут работу. Ну так и замечательно, работайте во всем мире. Хотите — сюда вернитесь, хотите — работайте за границей, если вы действительно обладаете такой квалификацией, которая это позволяет. Мы будем рады, если вы вернетесь. Мы по Конституции никак не можем ограничить Право человека вернуться. Но почему мы должны равнодушно относиться к рискам, которые возникают, если люди дистанционно из-за рубежа работают по определенным специальностям? Предложите нам другой способ, и мы посмотрим, работает он или нет. Пока мы другого способа не видим».
Об окончании сроков мобилизации и отсутствии соответствующего указа президента: «Я не понимаю, почему вас так интересует, есть указ или нет. Указ, который бы прекращал действие частичной мобилизации, не предусмотрен ни одним законом. Его нет именно поэтому.
Частичная мобилизация — это не только призыв людей в армию. Это еще и целый комплекс мероприятий для промышленности, продление и заключение контрактов — все эти правила продолжаются. Мобилизация как призыв граждан на военную службу завершена. Президент поставил в этом вопросе точку. Сила слова президента — выше. Вы думаете, что нельзя отменить один указ и принять следующий? В чем здесь проблема?
Президент наделен полномочиями по Конституции как Верховный главнокомандующий издавать указы. Это может быть один указ, пять, десять… Но когда президент выходит и говорит открыто, что частичная мобилизация завершена, мне кажется, что это обладает гораздо большей силой. У общества был вопрос — президент наиболее эффективным способом довел свою позицию до граждан. Если бы был издан указ, но он не выступил перед журналистами, люди бы сказали: «Да кто там читает указы, пусть выйдет перед камерами и скажет — завершена или нет».
О защите персональных данных граждан: «У нас эта тема очень трудно идет. В том числе из-за противодействия отраслевого лобби. Минцифры — против введения оборотных штрафов. Мы выступаем за; мы также за введение даже уголовной ответственности за утечки персональных данных. У нас хорошая поддержка от СПЧ. Оборотные штрафы — самая перспективная мера.
Но я являюсь сторонником уголовной ответственности за утечки. Если вы работаете, являетесь профессиональным участником рынка, это исключительно вопрос инвестиций в вопросы безопасности, которые компания должна совершать. Если в отношении компании совершено преступление, и ее вины нет, то и вопросов нет. Но если компания относится к вопросам безопасности небрежно, и данные постоянно утекают на черный Рынок, — это ответственность компании».