Дивиденды будущего
Мировой энергетический Рынок находится на грани серьезных перемен. Запросы потребителей постоянно возрастают и только добывающие компании способны в будущем спасти мировую экономику от топливной голодовки. В таких условиях многие крупные зарубежные холдинги далеко не всегда охотно тратят деньги на расширение добывающих мощностей, год от года сталкиваясь с финансовыми убытками из-за сокращения профильных инвестиций. Отечественные компании, находясь в таком же сложном положении, стараются не только остаться добросовестными акционерами, выплачивая рекордные <span class="wp-tooltip" title="(лат dividendus — подлежащий разделу) — часть прибыли акционерного общества которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствий с имеющимися у них акциями пропорционально взносам в акционерны, но и закладывают прочный финансовый фундамент в будущее энергетической безопасности всех потребителей планеты.
фото: Геннадий Черкасов
Долгосрочное инвестирование в ТЭК становится моветоном среди мировых энергетических лидеров — добывающих компаний, считающихся оплотом стабильности практически всех экономически развитых стран. Управленцы сырьевых холдингов опасаются делать долгосрочные профильные Инвестиции, уповая на самые разнообразные аргументы: одни пытаются спрогнозировать изменения отрасли в связи с новыми условиями национального и политического регулирования рынка; другие продолжают подсчитывать потери от пандемии; третьи пророчат дефицит энергоносителей, вызванный деградацией развития углеводородной промышленности.
Все из них по-своему правы. Введение искусственного ценового предела на зарубежные поставки российской нефти вынудило часть импортеров переориентировать собственные импортные закупки сырья на альтернативные регионы, доставка из которых зачастую обходится гораздо медленней и дороже. Многие правительства призвали свое население к экономии электричества и горячей воды. Поставщики углеводородов, неподвластные новым антироссийским санкциям, решили воспользоваться ситуацией и сделать упор на рост дивидендов, минимизируя Инвестиции в собственное развитие. Но, повысив отчисления владельцам ценных бумаг (ряд зарубежных компаний рапортовали об исторически максимальных переводах акционерам), западные магнаты, похоже, сделали неудачную ставку: у ВР добыча в январе-сентябре упала на 31%, у Shell — на 12%, у Chevron — на 3%, а у TotalEnergies — на 2%.
Как полагает главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, нефтегазовые мейджоры попытались сделать акцент не на долгосрочном и устойчивом обеспечении потребителей доступной энергией, а на реализации краткосрочных и среднесрочных проектов с быстрым сроком окупаемости и скорейшим извлечением прибыли для поддержания стоимости акций. Подобные нерациональные поступки привели к закономерному негативному результату: компании зарабатывали на продаже активов, обеспечивающих отдачу в долгосрочной перспективе, а полученные средства тратили, в том числе на приобретение собственных акций, искусственно подогревая к ним Интерес на фондовых биржах.
По подсчетам независимых экспертов, за последние пять лет суммарные капитальные затраты мировых нефтяных мейджоров в области разведки и добычи сократились на 29%, а расходы на отчисления в виде ренты владельцами и выкуп ценных бумаг выросли на 31%. В то время как международные Корпорации сокращают свои Инвестиции в новые добычные активы и тем самым провоцируют глобальный энергетический кризис, Россия наращивает свои капиталовложения в углеводородную отрасль.
В качестве примера можно взять крупнейшего национального производителя «черного золота» — компанию «Роснефть». С одной стороны, нефтяной гигант стабильно радует своих акционеров большими дивидендными выплатами, с другой — активно увеличивает капитальные затраты в Производство.
Так, по итогам января-июня 2022 года «Роснефть» получила рекордную Прибыль в 432 млрд рублей, что оказалось почти в 3 раза выше чистой прибыли по итогам всего 2020 года. И из этой суммы «Роснефть» перечислит своим акционерам ровно половину — 216 млрд рублей (или 20,39 рублей на акцию), что является рекордной выплатой для промежуточных дивидендов компании. При этом стоит также напомнить, что в сентябре «Роснефть» выплатила своим акционерами еще 250 млрд рублей (26,3 рубля на акцию) финальных дивидендов за 2021 год. С учетом промежуточных суммарные <span class="wp-tooltip" title="(лат dividendus — подлежащий разделу) — часть прибыли акционерного общества которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствий с имеющимися у них акциями пропорционально взносам в акционерны по итогам 2021 года превысили 441 млрд рублей.
«Учитывая, что <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы обладает контрольным пакетом в компании, ее <span class="wp-tooltip" title="(лат dividendus — подлежащий разделу) — часть прибыли акционерного общества которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствий с имеющимися у них акциями пропорционально взносам в акционерны обеспечивают высокие поступления в федеральный бюджет в столь важный для страны и делают «Роснефть» важнейшим элементом стабильности российской экономики. Компания является крупнейшим налогоплательщиком страны: по итогам I половины 2022 года ее платежи в национальную казну превысили 2 трлн рублей, а за весь год они составят более 4 трлн рублей», — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
«Бумажные достижения», которые зарубежные компании демонстрируют своим инвесторам главным образом в довольно умозрительном виде, отечественные нефтяники подтверждают на практике. Основным драйвером производственного роста «Роснефти» выступают новые перспективные проекты, в том числе группа месторождений «Восток Ойл», которая является крупнейшим инвестиционным проектом не только в отечественной, но и во всей мировой нефтяной отрасли. В проект входят 52 лицензионных участка на севере Красноярского края, где расположено более десятка крупных нефтегазовых залежей, в том числе месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров. Большая ресурсная база, уникальные свойства нефти, низкие удельные затраты на добычу и углеродный след, уровень которого на 75% меньше, чем у других новых крупных сырьевых мировых аналогов, делают «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире. В эксплуатацию таймырский проект предполагается ввести в 2024 году. Прогнозы подтверждаются реальными финансовыми показателями «Роснефти»: капитальные затраты компании в этом году (январь-сентябрь) выросли почти на 20% до — 822 млрд рублей, что связано с плановым увеличением инвестиций именно в «Восток Ойл».
«В нынешней непростой геополитической и экономической ситуации «Роснефть» продолжает исполнять обязательства перед своими акционерами, стабильно выплачивая <span class="wp-tooltip" title="(лат dividendus — подлежащий разделу) — часть прибыли акционерного общества которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствий с имеющимися у них акциями пропорционально взносам в акционерны, что вселяет уверенность в инвесторов. Не случайно с конца сентября котировки нефтяной компании на Московской бирже выросли более чем на 30%, — полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.