Алиев и Бердымухамедов пропустили завтрак с Путиным в Русском музее
Владимир Путин любит символические жесты: второй день неформального саммита лидеров СНГ в Санкт-Петербурге прошел в интерь-ерах Русского музея. Это должно было напомнить и о невозможности отмены русской культуры, и о борьбе за русский мир, и о значении русского языка, год которого начинается в странах Содружества 1 января. Впрочем, искать ассоциации захотели не все: президенты Азербайджана и Туркмении пропустили экскурсию и рабочий завтрак. Остальных лидеров Путин накормил кашей с сырниками и познакомил с полотнами академистов.
Для двусторонних встреч Путин выбрал зал художника Александра Иванова. Сверху — эскиз картины «Явление Христа народу». фото: kremlin.ru
Предновогодний саммит СНГ обычно укладывался в несколько часов одного дня. Но в этом году участников встречи ждала неожиданно большая двухдневная программа, причем преимущественно неофициальная. За круглым столом в Президентской библиотеке лидеры накануне не провели даже часа. Заслушав два кратких сообщения Владимира Путина и Касыма-Жомарта Токаева о том, с какими итогами СНГ заканчивает 2022 год, они отправились прощаться с ним (с 2022 годом, а не с Содружеством, слухи о скором распаде которого сильно преувеличены) в ресторан неподалеку от Таврического сада.
Что конкретно там происходило, осталось за кадром даже личных операторов. Но если верить телеграм-каналу Лукашенко, президенты не расставались 7 часов — с учетом позднего начала официальной части это значит, что общение без галстуков продолжилось как минимум до полуночи. После этого гости отправились на ночевку в «Консульскую деревню» — так называется коттеджный поселок с Константиновским дворцом в Стрельне. Строили его для участников саммитов «Россия — ЕС» и G8. Но об этом вспоминать сейчас не принято: после «Большой двадцатки», которую Россия успела принять в 2013 году, массовых заселений иностранцев в «деревню» не было.
В распоряжение каждого лидера СНГ, естественно, предоставили целый коттедж (а также лимузин — «Аурус» или «Мерседес»), но жесткий тайминг не позволял полноценно насладиться отдыхом. Уже в 11 утра президентам нужно было снова оказаться в центре Санкт-Петербурга, в Русском музее, чтобы продолжить общение и знакомство с достопримечательностями родного города Владимира Путина. Неудивительно, что Ильхам Алиев и Сердар Бердымухамедов к назначенному времени не появились вовсе. А премьер-министр Армении вбежал в зал уже после начала экскурсии. «Гусев Владимир Александрович — Пашинян Никол Воваевич», — представил Путин директору Русского музея еще одного высокопоставленного экскурсанта. «Замечательная выставка Айвазовского была в Ереване из нашего музея», — приободрил разнервничавшегося из-за опоздания Пашиняна Гусев. «Выставка Айвазяна потому что, да?» — апеллируя к происхождению знаменитого мариниста, пошутил Путин.
Кроме Айвазовского/Айвазяна президентов познакомили с творчеством висящего с ним в одном зале Карла Брюллова. «Вон тот молодой человек с кистями», — блеснул эрудицией Владимир Путин, указав коллегам на автопортрет художника, запечатлевшего себя среди толпы в «Последнем дне Помпеи».
Завтрак для лидеров оказался накрыт в одном из немногих уцелевших парадных помещений. Когда-то Русский музей был великокняжеским дворцом, и в Белом зале находился знаменитый салон его первой хозяйки — Елены Павловны, с молодости слывшей либералкой, а под конец жизни получившей прозвище «красной тетки» императора, поскольку она первой освободила своих крестьян и в целом проповедовала идеи, несвойственные царской фамилии. Президентов усадили в золоченые ампирные кресла и по императорской традиции подали завтрак с переменами из 4 блюд: сначала свежий творог с ягодами, потом кашу на выбор (5 злаков, гречневая или рисовая с изюмом), далее драник или сырники и на сладкое — пирожное «Три шоколада». Алиев и Бердымухамедов в Русском музее так и не появились. Но и всемером, судя по опубликованным фото, лидеры СНГ проводили время совсем неплохо. Путин шутил, Лукашенко раскатисто хохотал, остальные вежливо улыбались.
Владимир Путин создал «братство кольца», подарив участникам неформального саммита СНГ по именному золотому перстню с пожеланиями. Дмитрий Песков сказал, что «это просто новогодний сувенир». Сам президент носить его не собирается.
У Батьки, как выяснилось, на небольшой двусторонней встрече с ВВП, прошедшей в зале художника Иванова под эскизом картины «Явление Христа народу», действительно был повод для хорошего настроения. Еще накануне вечером российский и белорусский президенты «окончательно согласовали многие вопросы». «Теперь правительства доработают. Мы все решили для них», — заявил Лукашенко и, к удивлению петербуржцев, привыкших, что зима — это падающие на головы сосули и непролазные сугробы, принялся на все лады расхваливать губернатора Беглова. И город у него вычищен так, что за Минск обидно. И сделано столько хорошего, что можно только восхититься и поучиться.
Когда Батька выговорился, его сменил Никол Пашинян, которому радоваться было нечему. «Лачинский коридор уже почти 20 дней перекрыт, а это зона ответственности российских миротворцев», — начал рассказ о главном для Армении премьер. Он напомнил, что миротворцы должны контролировать дорогу в Нагорный Карабах. А Азербайджан — гарантировать беспрепятственный проезд пассажиров и грузов по ней. Но ничего подобного сейчас не происходит. «Хотелось бы обсудить эту ситуацию и какие есть варианты», — сказал Пашинян. Однако Владимиру Путину, по всей видимости, нечем было обнадежить гостя. Поэтому он сказал не про коридор. А про товарооборот, который вырос на 73%. Есть и другие позитивные новости: трехсторонний разговор с Алиевым, по словам ВВП, все-таки состоялся.