Токаев подписал закон об увольнении коррумпированных чиновников
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон</span о противодействии коррупции. Теперь за расхождение расходов государственных служащих с их доходами предусмотрено наказание вплоть до увольнения. Станет ли это реально работающей мерой в борьбе с коррупцией или у недобросовестных казахстанских чиновников останется возможность обойти закон</span?
фото: President.az
Законопроект за необоснованное расхождение доходов и расходов чиновников был рассмотрен в казахстанском Мажилисе еще в феврале 2022 года. сейчас он подписан президентом Токаевым. Согласно закону, с 2027 года госслужащим будут грозить фискальные и карьерные санкции, если доходы за год превысят 1000 МРП. Месячный расчётный показатель (МРП) – принятый в Казахстане показатель, используемый для исчисления пособий и прочих социальных выплат, а также для применения штрафов, налогов и других платежей. С января 2023 года МРП в Казахстане равен 3 450 тенге.
По задумке, чиновник может отделаться штрафом в 90% от суммы расхождения, если его годовой Доход превысит 1000 МРП. Если же расхождение будет слишком большим, то чиновник будет уволен с запретом до трех лет занимать госдолжности.
закон</span принят в дополнение к действующим нормам о взыскании 10-процентного индивидуального подоходного налога за расхождения в декларациях. С 1 января 2021 года казахстанские чиновники и их супруги обязаны сдавать декларации о своих доходах и имуществе. Эта норма является частью поэтапного введения всеобщего декларирования, которого пока в Казахстане нет.
С одной стороны, антикоррупционные меры казахстанского государства нельзя не отметить с позитивной стороны, однако остается множество лазеек и способов обхода любых законодательных норм, связанных с имуществом. Порочной практикой во многих странах мира стало, например, переписывание имущества чиновников на ближайших родственников и подставных лиц. Действенность данного закона вызывает сомнения и по другим основаниям.
Президент общественного фонда «Eurasian expert Council» Чингиз Лепсибаев рассказал «МК», что этот закон</span вызывает большой скепсис. «Во-первых, там по закону сумма не очень большая, честно говоря. Речь идет не о таких больших деньгах. Разница для санкций между доходами и расходами по закону должна составлять около 7,5 тысяч долларов. Такую сумму можно накопить за год-два, а то и быстрее, смотря какая у чиновника зарплата. Зарплаты тоже у чиновников разные. То есть сама сумма сомнительная. Во-вторых, человека нельзя же ограничить, если он честно заработал свои деньги и накопил. Возникает ряд вопросов».
Как важный момент, определяющий действенность закона, эксперт отметил отсутствие в Казахстане всеобщего декларирования доходов. «Все эти нормы придумывает комитет государственных доходов, а по-моему личному убеждению, эта контора в Казахстане крайне некомпетентная. Весь принцип борьбы с коррупцией здесь построен на фундаментальной базе – коррупционеры должны сами приходить и сдаваться. И все уклонисты от налогов тоже. Эта норма, таким образом, действовать не будет. Её просто в угоду имиджа главы государства придумывают. У нас тут тоже на днях был принят закон</span об индивидуальном банкротстве, который точно такой же не рабочий. думаю, мы не увидим никакого эффекта от этой популистской меры, которая, на самом деле, подставляет действующего президента».