Нового министра иностранных дел Китая назвали проблемой для Байдена
В последние дни прошедшего 2022 года китайский лидер Си Цзиньпин назначил посла КНР в США Цинь Гана новым министром иностранных дел Китая, создав головную боль для администрации в период высокой напряженности между Вашингтоном и Пекином.
Проблемы будут в центре внимания в ближайшие недели, когда госсекретарь Энтони Блинкен посетит Китай, поскольку Вашингтон и Пекин сталкиваются из-за проблем торговли, китайского военного запугивания Тайваня и доступа к технологиям, пишет Politico.
«Я думаю, что, вероятно, есть те в администрации, кто чувствует себя огорченным тем, что они не оказывали любезности [Циню], которые обычно оказывались послу», – считает Крейг Аллен, президент Американо-Китайского делового совета.
Как отмечает Politico, Цинь Ган не получил всех запрошенных им встреч с высокопоставленными чиновниками администрации за последние 17 месяцев работы послом Китая в США, хотя администрация Байдена ослабила свои ограничения на доступ Циня в преддверии скандальной поездки бывшего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в августе. Но на этой неделе дипломат возвращается в Пекин, чтобы возглавить министерство иностранных дел Китая, уязвленный неудачными попытками наладить контакт с администрацией Байдена.
Продвижение Циня по карьерной лестнице подтверждает, что он пользуется доверием Си Цзиньпина, о чем президент КНР дал понять в октябре, назначив Циня членом Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Цинь сменил Ван И, которого Си назначил руководить канцелярией Центральной комиссии по иностранным делам на прошлой неделе. Пекин назовет преемника Циня “после завершения надлежащих процедур”, заявил во вторник представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин.
По словам двух источников, через несколько месяцев после прибытия в Вашингтон (округ Колумбия) в июле 2021 года Цинь был ограничен встречами лишь с горсткой официальных лиц США. Этот ограниченный доступ был получен, несмотря на неоднократные просьбы встретиться с более высокопоставленными должностными лицами администрации, говорят источники,
Белый дом отвергает эту характеристику. “Высокопоставленные чиновники Белого дома — наряду с высокопоставленными чиновниками из всей администрации — регулярно общались с послом Цинем с момента его прибытия в Вашингтон”, — утверждает в письменном заявлении пресс-секретарь Эдриенн Уотсон. Заявление включало список из восьми высокопоставленных должностных лиц, в том числе Блинкена, координатора по Индо-Тихоокеанскому региону Курта Кэмпбелла и торгового представителя США Кэтрин Тай, которые встречались с Цинем, когда он был послом.
Цинь отреагировал на ограничения доступа на высоком уровне, полагаясь на взаимодействие на более низком уровне с другими иностранными послами и должностными лицами государственного и муниципального уровней. Он даже тусовался с командой НБА «Вашингтон Уизардс», пишет Politico.
Этот опыт может пойти ему на пользу как министру иностранных дел. “Широкое знакомство Циня с Соединенными Штатами за пределами Кольцевой дороги … даст ему <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди о более широких силах, определяющих внешнюю политику Америки”, – комментирует Райан Хасс, бывший директор по Китаю, Тайваню и Монголии в Совете национальной безопасности.
Если Цинь и был возмущен тем, как с ним обращались в Вашингтоне, его прощальные послания этого не показали. Он выразил “искреннюю благодарность” за “большую поддержку и содействие со стороны всех слоев американского народа”.
Проверкой искренности Циня станет организация им поездки главы американского Госдепартамента Блинкена в Китай, пишет Politico. «Насколько мы понимаем, госсекретарь Блинкен отправится в Пекин в феврале сразу после Китайского Нового года», — сказал президент Американо-Китайского делового совета Крейг Аллен. Если Цинь все еще лелеет уязвленное самолюбие — и если визит состоится после обещанной лидером Республиканской партии Кевином Маккарти поездки на Тайвань — Блинкен может натолкнуться на дипломатическую кирпичную стену в Пекине.
Блинкен еще не обнародовал программу этой поездки. Но ему понадобится помощь Циня для решения растущего списка вопросов, включая сотрудничество в борьбе с наркотиками и растущий арсенал ядерного оружия Китая. Цинь дал понять, что такое сотрудничество возможно. В твите, опубликованном в воскресенье, Цинь поблагодарил Блинкена за “конструктивные встречи” и сказал, что с нетерпением ожидает “продолжения тесных отношений” с Блинкеном.
Госсекретарь США Блинкен отметил повышение Циня твитом, который подтвердил, что они обсуждали “поддержание открытых линий связи” в прощальном телефонном разговоре в воскресенье. Блинкен “рассчитывает продолжить продуктивные рабочие отношения с министром иностранных дел Цинем в его новой роли”, — заявил представитель Госдепартамента в комментарии Politico.
Впрочем, не все думают, что назначение Циня на пост министра иностранных дел чревато проблемами в американо-китайских отношениях.
Цинь “не получил всех желаемых встреч с высокопоставленными официальными лицами США в первые месяцы своего пребывания в должности … [но] Я сомневаюсь, что есть какая-то остаточная недоброжелательность, которая помешает их взаимодействию в будущем”, — считает эксперт Бонни Глейзер.
История Циня, который безжалостно противостоял иностранной критике Китая, возможно, сработала против его успеха в Вашингтоне. Как пишет Politico, во время своего публичного дебюта в сентябре 2021 года он укрепил свою репутацию колючего олицетворения китайской дипломатии речью, в которой раскритиковал “неправильные <span class="wp-tooltip" title="Характеристика личности Представления о нормативном поведении ставшие внутренней мотивации О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятств” США и предостерег от нарушения «красной линии» основных интересов Пекина в таких районах, как Южно-Китайское море, Тайвань и Синьцзян. Дипломат подкрепил эти комментарии зловещей ссылкой на ядерный потенциал Китая и предупредил о “катастрофических последствиях”, если США попытаются подавить Китай, используя “сценарий холодной войны”.
время не притупило эти острые углы. Год спустя Цинь Ган использовал почти 90-минутный брифинг для прессы, чтобы осудить нарушения Соединенными Штатами суверенитета Китая. Он также выразил разочарование тем, что все его усилия по взаимодействию с администрацией Байдена не смогли предотвратить поездку Нэнси Пелоси на Тайвань. Но структура дипломатического корпуса Китая может ограничить влияние Цинь на двусторонние отношения.
“Цинь Ган, очевидно, по-прежнему важная фигура во всем мире, но я не уверен, насколько он будет важен для управления американо-китайскими отношениями”, — считает Зак Купер, бывший помощник заместителя советника по национальной безопасности по борьбе с терроризмом в Совете национальной безопасности и старший научный сотрудник Американского института предпринимательства. «По крайней мере, последние два года, когда нам приходилось действительно вести серьезные переговоры, они, как правило, проходили между [бывшим высокопоставленным дипломатом] Ян Цзечи и [советником по национальной безопасности США] Джейком Салливаном, — сказал он. – И я не вижу причин, по которым это могло бы измениться в ближайшие два года».
Успех Циня на посту министра иностранных дел во многом будет зависеть от степени готовности Коммунистической партии Китая скорректировать свою внешнюю политику, которая включает более воинственную военную позицию в Индо-Тихоокеанском регионе, экономическое принуждение и высокотехнологичный шпионаж.
«Если Си примет истинную открытость и реформы, Цинь Ганю может понравиться его новое назначение, — прогнозирует Роберт Дейли, директор Института Киссинджера по Китаю и Соединенным Штатам в Центре Вильсона. – Если Си не сменит свое место, Цинь станет международным лицом все более нежелательной державы».