Иностранный бизнес остается в России, но с оговоркой
Обнадеживающую информацию высказал спикер ГД Вячеслав Володин: присутствие в России сохранили 75,9% иностранных компаний. То есть абсолютное большинство. А это значит, что они верят в благие перспективы российской экономики и их устраивает наш деловой климат, заметил парламентарий.
фото: Наталия Губернаторова
На конец 2021 года в нашей стране работало 1382 крупные иностранные компании, заявил председатель Госдумы. С его слов, освободившиеся ниши заполняют отечественные предприятия: рост показали, в частности, производители одежды (на 42%) и лекарств (на 15%). «Важно, чтобы бизнес был национально ориентирован, заработанные средства оставались в стране и использовались для ее развития», — с этим тезисом Володина трудно не согласиться. Другое дело, что в нынешних условиях он повисает в воздухе.
Массовый исход с российского рынка иностранных компаний (IKEA, H&M, Mercedes, Ford, Toyota, Lego, Nokia, Electrolux и других) начался сразу после начала СВО на Украине в феврале 2022-го. Некоторые бренды, как американская сеть McDonald`s, передали бизнес в управление местным партнерам и продолжают работать под новыми вывесками. Другие ведут переговоры о продаже всех активов. Ушли из РФ крупнейшие производители техники и электроники, но их продукция поступает в рамках параллельного импорта. В аналогичном режиме в страну импортируются автомобили.
«Многие компании действительно остались в нашей стране — кто-то передал бизнес российскому менеджменту (но бренд сохранился), кто-то сменил название (и бизнес по-прежнему существует и работает), — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Оценить их численность сложно, поскольку с марта прошлого года статистика закрыта, приходится опираться на данные, которые периодически появляются в СМИ или на отраслевых сайтах».
например, по информации Центра стратегических разработок (ЦСР), на сентябрь 2022-го 34% крупнейших иностранных компаний ограничили деятельность в РФ, 15% решили покинуть страну, передав российское подразделение новому собственнику, и, наконец, 7% заявили о полном уходе с рынка без продажи бизнеса. Но речь идет именно о «крупнейших» брендах. Таковых ЦСР насчитал 600 фирм с годовой выручкой от 5,7 млрд руб. Судя по всему, рассуждает Деев, в 2023 году сопоставимого всплеска не будет: те представители западного бизнеса, что посчитали нужным уйти из России по политическим и репутационным соображениям, уже это сделали несмотря на серьезные коммерческие потери. Оставшиеся будут пытаться укрепить здесь свои позиции.
«Сама формулировка «сохранили присутствие» звучит крайне обтекаемо, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Де-юре западные компании могут присутствовать в РФ в разных формах. Скажем, какая-то часть не исчезла физически, но приостановила свою деятельность или даже превратилась в пустой юрадрес. Понятно, что никого не осталось в нефтегазовом секторе, в частности, в сегменте бурения скважин. Та же Shell вышла из проекта «Сахалин-2». В свою очередь, уход IT-гигантов (Microsoft, IBM, Oracle, Cisco) ведет к разрыву технологических трансфертов и в конечном итоге — к технологическому упрощению экономики, ее неминуемой примитивизации, о чем неоднократно предупреждал ЦБ».
Так что здесь весьма мало оснований для оптимизма, зато рисков хватает, резюмирует Масленников. На его взгляд, оставшийся в РФ иностранный бизнес будет руководствоваться уже не политическими, а иными обстоятельствами: если компании увидят, что им работать все более дискомфортно, что инвестиционный и правовой климат ухудшается, а Прибыль падает, ничто не удержит их от ухода.
«Основная проблема заключается в том, что Рынок покинули высокотехнологичные компании, во многом обеспечивающие использование современного оборудования, материалов и комплектующих для развития производств, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Это долгосрочный фактор, способствующий все более явному отставанию российской экономики от общемировых тенденций, снижению темпов ее роста. Падает производительность труда, сокращается ассортимент выпускаемой в стране продукции, ухудшается качество товаров и услуг».