Наступивший 2023 год ставит перед страной проблемы, от решения которых, без преувеличения, зависит наше будущее. И решать их надо немедленно. Основные из них лежат в сфере экономики, и они хорошо известны: санкции, дефицит госбюджета, экономический спад этого года (пусть небольшой, но это не рост, который характерен, скажем, для ЕС) и не слишком оптимистический прогноз на 2023-й.
Можно ли решать все эти задачи, сохраняя экономическую модель, которая была характерна для нашей системы в последние 20 лет и которая дала среднегодовой рост… менее 2%, усилив наше отставание от крупнейших экономик мира? Думается, ответ будет однозначным — нет.
Нужны глубокие изменения, и одно из главных — развитие планирования. Так что же такое план в рыночной экономике?
Прежде чем ответить на этот вопрос, несколько слов о противоречиях советской плановой экономики, с которой часто отождествляют планирование, и об опыте планирования в рыночной экономике стран Западной Европы и Азии.
слово «планирование» в современном общественном сознании часто ассоциируется с советскими пятилетками и Деятельностью Госплана. Это и правильно, и неправильно.
Правильно, ибо сто лет назад в СССР был принят план ГОЭЛРО, а затем началось составление так называемых «контрольных цифр», и это был первый в мире опыт макроэкономического (общенационального) индикативного планирования. Напомню: 22 февраля 1921 года была учреждена Государственная общеплановая комиссия — прообраз Госплана, которая создавалась для разработки и реализации единого общегосударственного хозяйственного плана.
Только через много лет этот опыт стал (и в гораздо менее масштабных формах) использоваться наиболее развитыми странами мира, и лишь после Второй мировой войны индикативное планирование стало одним из важнейших инструментов стимулирования промышленного роста в странах Европы и Азии. На базе индикативного планирования выросло народнохозяйственное планирование, ставшее главным механизмом координации в экономике СССР. Это планирование было формой качественно нового, пострыночного способа взаимосвязи производителей и потребителей, формирования и поддержания пропорций, обеспечения технологического и социально-экономического развития.
Эти отношения обеспечивали советской системе, с одной стороны, возможности мобилизации и концентрации ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития. Так были решены задачи ускоренной Индустриализации и создания материально-технической базы, позволившей СССР разгромить армии не только гитлеровской Германии, но и практически всей оккупированной ей или присоединившейся к ней Европы, реализовать космическую, ядерную и иные программы, обеспечить приоритетное развитие науки, образования, культуры (заметим: в ХХ веке и в странах с рыночной экономикой космические и иные проекты тоже реализовывались преимущественно на плановой основе).
С другой стороны, директивное планирование в СССР носило во многом бюрократический характер, и это приводило к развитию так называемой «экономики дефицита».
Так можно ли отождествлять планирование только с опытом СССР?
Такое отождествление не случайно, но не правомерно. Причина этого проста: в экономике позднего капитализма вот уже более полувека широко используются некоторые формы планирования. Это прогнозирование и согласованное с ним селективное регулирование экономических пропорций, составление и реализация различных государственных программ, значительные (объемами в десятки и даже сотни миллиардов долларов) проекты производства общественных благ за счет государственных инвестиционных программ и т.п. По этому пути вот уже более полувека в ряде наиболее успешных рыночных экономик двигаются многие сферы здравоохранения, образования, науки, культуры, обороны, экологии. Государственные индикативные планы широко использовались в 1950–70-е годы во Франции, Скандинавских странах, в Японии, Южной Корее, Индии, ряде стран Латинской Америки, в последние десятилетия в Китае.
Посмотрим, к примеру, на послевоенную Францию. Эта страна была одной из ведущих рыночных экономик послевоенной Европы, но при этом использовала индикативные планы и активную промышленную политику. Так реализовывалась цель укрепления ее национальной мощи и суверенитета. Напомню, что тогда Франция вышла из военной организации НАТО, имела сильные профсоюзы и левые партии, демократическую (насколько это возможно при капитализме) политическую систему и социальные гарантии для трудящихся. Для нас этот опыт интересен прежде всего тем, что показывает потенциальную возможность соединения планирования с мощным национальным модернизационным рывком, политической демократией и социально-ориентированным развитием.
Азиатская модель планирования была реализована в принципиально других условиях. Так, в Японии индикативное планирование развивалось в стране, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне и сочетавшей черты развитой и периферийной экономики, традиционно полуфеодального и демократически-буржуазного общества. Южная Корея вообще была страной периферийного, зависимого от США капитализма, с очень жестким авторитарным режимом, однако и там индикативное планирование использовалось как один из важных механизмов модернизации.
Примечательно, что при всех существенных различиях названных экономик институты планирования там были весьма схожи и использовались для достижения во многом аналогичных, модернизационных, целей.
Не пора ли и в нашей стране перейти от составления прогнозов и разрозненных, не согласованных друг с другом программ развития отдельных сфер экономики к целостному планированию развития в рамках остающейся по преимуществу рыночной экономики?
Какое же планирование необходимо и возможно в современной России? Ответ на этот вопрос позволяет дать критическая Интеграция опыта и СССР, и стран с рыночной экономикой.
Этот синтез в случае глубокого реформирования существующей капиталистической системы (а еще лучше — ее качественного изменения) позволит нам сформировать национальную систему планирования, включающую собственно план, государственные институты, осуществляющие разработку и проведение его установок в жизнь (аналог Госплана, но с новым содержанием и формами работы), плюс институты контроля (с обязательной обратной связью и ответственностью), плюс систему научного обеспечения планирования и подготовки кадров.
План в условиях остающейся главным образом рыночной экономики неизбежно будет двухконтурным. один контур — для тех предприятий государственного сектора, которые будут работать на основе обязательных плановых заданий (имеющих в рыночной экономике форму государственного заказа или им подобную). Второй контур — плановые ориентиры для рыночного сектора, в пространстве которого «живут» не только частные, но и ряд государственных предприятий.
здесь прямой, обязательный план невозможен (хотя <span class="wp-tooltip" title="состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала рынки сбыта и источники сырья когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общ за получение государственных заказов и инвестиций обязательно должна иметь место). Но здесь возможны, во-первых, плановые нормативы, ограничивающие Рынок. Их область — качество продукции в ряде сфер (продовольственные товары, медикаменты и т.п.), экология, социальные обязательства (начиная от 8-часового рабочего дня и охраны труда до обязательности реального социального партнерства и участия работников в управлении) и т.п. Во-вторых, возможны и необходимы косвенные регуляторы: дифференцированное налогообложение и кредитование, государственные заказы, Инвестиции, льготы. Они создадут своего рода «траволаторы» для бизнеса. Поясню: если предприятие, работающее на рыночный результат, при этом производит продукцию, соответствующую плановым ориентирам, оно получает льготы в области налогов и кредитования, инвестиционную поддержку, выгодные государственные заказы и другие стимулы для ускоренного развития бизнеса. Этот бизнес попадает на государственный «траволатор», позволяющий ему опережать конкурентов. Если же нет — возникает другой «траволатор» (высокие Налоги и т.п.), тормозящий развитие бизнеса, мешающего реализации плана и ускоренному развитию страны.
В связи с этим возникает вопрос: как избежать главных «провалов государства» в области планирования — бюрократизма и коррупции? Полностью избавиться от коррупции и бюрократизма ни одной стране мира пока не удалось, но примеры стран, активно использующих государственное регулирование и планирование, показывают, что минимизировать потери от этих зол можно. Путь к этому, как ни покажется странным, — открытость, прозрачность и демократизм деятель государства, активное участие производителей и потребителей в процессе составления плана и контроля за его выполнением, сильное гражданское общество, ограничивающее бюрократическое самовластие чиновников.
На рынке недвижимости обозначилась новая тенденция. Поскольку Спрос упал не только на покупку жилья, но…
По словам высокопоставленного американского чиновника, США приостановили поставки оружия Израилю на фоне обеспокоенности по поводу…
Обвиняемый в серийных убийствах канадец признается в убийстве четырех женщин из числа коренного населения. Джереми…
Звучит история так, будто это фрагмент книги-антиутопии. Но нет. Это суровая британская реальность. Экологическая благотворительная…
Дресс-код на инаугурацию Владимира Путина был прописан в приглашении: «Официальный деловой стиль (мужчины – темный…
В первом квартале банки выдали кредитов под залог имущества граждан почти на 30% больше, чем…
This website uses cookies.