Экс-глава МВД Украины Аваков попал под обыск: раскрыта махинация с вертолетами
1 февраля прошли обыски у экс-главы МВД Украины Арсена Авакова. Правоохранители искали улики по делу о крушении вертолета в Броварах Киевской области 18 января этого года, в результате которого погиб министр МВД Денис Монастырский. «МК» тогда высказал предположение, что причиной катастрофы мог быть «бракованный» вертолет.
фото: Global Look Press
Партию сомнительных вертолетов Н225 Super Puma, снятых с эксплуатации, купили у Франции в бытность Авакова министром внутренних дел, причем он лично заключил контракт.
Жертвами январской катастрофы, помимо Монастырского, стали также его первый зам Евгений Енин, госсекретарь ведомства Юрий Лубкович, помощница министра, начальник его охраны, фотограф и два члена экипажа. Всего на борту было 9 человек. Горящий вертолет, заправленный «под завязку», рухнул на детский сад, возник обширный пожар.
И весь этот кошмар может быть следствием заключенной Аваковым коррупционной сделки. Собственно, копать тут глубоко и не надо – обо всем писала французская пресса еще в 2018 году, когда Украина и Франция договаривались о покупке вертолетов. В русскоязычных социальных сетях тогда же появились переводы.
29 мая 2018 года в Париже было подписано соглашение между правительствами Украины и Франции по официальной поддержке в создании Единой системы авиационной безопасности и защиты МВД Украины. От Украины свою подпись поставил тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков, от Франции — министр — госсекретарь по вопросам экономики и финансов Дельфин Жени-Стефанн. Позднее в июле того же года в рамках данного соглашения был заключен контракт на приобретение МВД Украины 55 вертолетов производства компании Airbus Helicopters. Предполагалось поставить вертолеты трех типов: 24 легких Н125, десять легких Н145 и 21 тяжелых Н225. Общая стоимость контракта составила 558,3 млн евро.
На приобретение своих же вертолетов французская сторона выделяла Украине в размере 475 млн евро: 45 млн евро в виде прямого государственного казначейского займа сроком на шесть лет и 430 млн евро — в виде кредита от консорциума французских банков под гарантии казначейства Франции. Тоже на 6 лет. Остальные 83,3 млн евро должны были быть выделены из бюджета МВД Украины.
Любой, кто изучит условия контракта, скажет, что французы шикарно устроились. Они не только нашли покупателя на свой товар, но еще и наваривались на процентах по кредиту, платить которые должна была все та же украинская сторона. То есть вертолеты приобретались по цене, заведомо более высокой, чем если бы они покупались напрямую, без французского кредита. Уже одно это вызывало подозрения в коррупционной составляющей сделки.
Но это даже не главное. Самое неприятное, что французские вертолеты были отнюдь не новыми, а сильно б/у, причем с весьма сомнительной репутацией. Вертолеты Airbus Helicopters H 225, которые раньше назывались Eurocopter EC 225 Super Puma, в 2012 году два раза потерпели крушение в Шотландии, после чего в Британии их использование было на время запрещено. Но потом полеты этих машин возобновились, и в апреле 2016 года вертолёт Н225, принадлежавший канадской компании CHC, разбился в Северном море у побережья Норвегии, погибли 13 человек. Тогда были введены длительные запреты на полеты всех подобных вертолетов, а компании-производителю были даны рекомендации их «доработать», так как у них были выявлены системные проблемы с несущим винтом или чем-то там еще.
Хотя потом запреты все же были сняты, ряд компаний начали распродавать свой парк вертолетов Н225. В том числе и компания CHC, у которой оставалось 39 таких вертолетов. Их и не думали дорабатывать, а решили найти дураков, которые купят сомнительные машины. Французская пресса писала, что Украине могли быть проданы вертолёты H225, выведенные из эксплуатации СНС после катастрофы в Северном море (они использовались на правах лизинга, а фактически принадлежали французской компании) и распродававшиеся по бросовым ценам. Разбившийся в Броварах вертолет – это как раз тот самый французский Н225 Super Puma. Однако Украине они были проданы отнюдь не по бросовой цене, а по цене нового вертолета, которая, как утверждают эксперты, могла быть раз в 5 выше остаточной «балансовой» стоимости машин, на которых просто опасно было летать.
Первые два таких вертолета были переданы Украине 21 декабря 2018 года в киевском аэропорту Борисполь во время торжественной церемонии, на которой присутствовал тогдашний президент Петр Порошенко. Вертолет с бортовым номером «10 желтый» был тогда передан в состав Национальной гвардии МВД Украины. Второй (бортовой номер «51 синий») — Государственной службе по чрезвычайным ситуациям.
Безусловно, подобные сделки предполагают обязательный «откат». Аваков, который заставил украинских налогоплательщиков заплатить огромные деньги за французский «неликвид», должен бы такой откат от своих партнеров в Париже получить. Ведь сделка явно была проведена в интересах Франции, а не Украины. Вот здесь и поле непаханое для работы украинских следователей. Вот только привлечь к ответственности Авакова, не задев при этом французских «партнеров», вряд ли получится.