Главным способ обмана покупателей в России стала шринкфляция - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Экономика » Главным способ обмана покупателей в России стала шринкфляция

Главным способ обмана покупателей в России стала шринкфляция

Шоколадки весом не 100, а 85 г и масло в пачках не по 200, а по 180 г, молоко не в литровых упаковках, а по 900 мл… Знакомая картина?

Такой узаконенный недовес — когда количество продукта в упаковке сокращают, а стоимость оставляют старой, называется шринкфляцией (от англ. shrink — сокращаться, уменьшаться). То есть продукт по факту дорожает, но на ценнике меняется цифра не цены, а размера упаковки, что менее заметно для потребителя. Явление это международное, и появление термина приписывают американской ученой и аналитику Пиппе Мальмгрен.

фото: Алексей Меринов

Шринкфляция является, по сути, скрытым повышением цен. Она стала за последнее время одной из самых массовых уловок производителей и продавцов. Примерно треть потребителей, как показывают исследования, даже не подозревают о том, что в привычную упаковку недокладывают продукт. Самые распространенные категории товаров, подверженные шринкфляции, — чипсы, крупы, колбасы, мороженое, шоколадные батончики, туалетная бумага.

Шринкфляция используется производителями в первую очередь из-за психологических особенностей покупателей: к повышению цен люди относятся весьма болезненно, а вот к изменению веса в упаковке — относительно спокойно (тем более, как сказано выше, многие и не замечают этого). Также исследования потребительского поведения показали, что покупателям комфортнее платить столько же денег за меньшее количество товара, чем получать его в прежнем объеме, но дороже.

Чаще всего шринкфляция «разгоняется» в периоды высокой <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то , проблем с цепочками поставок, когда производителям нужно придумать какой-то способ, чтобы поднять цены и при этом не отпугнуть покупателей.

Похожая стратегия — изменение рецептуры продукта, когда в ней начинают использоваться более дешевые ингредиенты. При этом упаковка тоже остается прежней, чтобы никто не заподозрил «подлог».

Еще одной уловкой, связанной уже с фасованными товарами, является указание их стоимости за 100 или за 200 г, что тоже вводит покупателей в заблуждение. Ведь невинная цена 200 руб. на ценнике, которую видит покупатель, в пересчете на килограммы может превратиться в 2 тысячи!

В результате из-за шринкфляции, не понимая того, что происходит с ценами на самом деле, потребители ежегодно переплачивают за товары очень большие суммы. Какие именно? Давайте посчитаем.

Стоимость одной упаковки ультрапастеризованного молока объемом от 0,925 до 1 л составляет в среднем от 65 до 105 руб.

Потребитель рассчитывает, что покупает 1 литр продукта по написанной на витрине цене. На самом деле из-за шринкфляции переплата в перерасчете на 1 л составляет около 4 руб. за упаковку. Сумма вроде бы небольшая. Но при среднем потреблении одним человеком 46 л молока ежегодно (таковы данные Росстата) получается переплата в 184 руб. каждый год на одного человека, или примерно 27 млрд руб. на всех граждан в стране (145 млн человек). И это только по молоку!

Когда люди приходят за продуктами, большинство из них не склонно долго задерживаться у полок с товарами и тем более сравнивать вес разных продуктов, чтобы понять, какой из них на самом деле дешевле. Западные исследования потребительского рынка свидетельствуют, что решение о покупке потребитель принимает в течение всего 3–7 секунд! Конечно, за это время трудно что-то сосчитать и сравнить, тем более в условиях, когда изготовитель и продавец не очень-то помогают в этом. Даже надпись о весе часто указывается на тыльной стороне упаковки, а не на фронтальной, и к тому же мелким шрифтом!

При шринкфляции размер упаковки не изменяется. Это означает, что процентов 10–20 чека идет на оплату пустоты.

К тому же объемы мусора при таком подходе не сокращаются, хотя должны бы: ведь меньший объем продукта можно упаковать в меньшую по размеру тару, чего не происходит. И это еще и экологическая проблема. Ведь, как известно, больше 23% мусора, идущего на свалку, — как раз тара и упаковка.

Решение проблемы шринкфляции простое и эффективное: на ценниках в офлайн- и онлайн-магазинах нужно раскрывать информацию не только о цене одной упаковки товара, но и его единицы — например, 1 кг или 1 л. И обе эти информации должны быть представлены наглядно и равноценно.

Для этого нужно внести изменения в стандарты по оформлению ценников. сейчас есть возможность альтернативы: на ценниках, согласно постановлению правительства РФ, в обязательном порядке должна быть указана цена или за единицу, или за определенный вес.

Мера, которую мы предлагаем, поможет стимулировать добросовестную конкуренцию между продавцами и производителями. Ведь тогда потребитель будет делать свой выбор, понимая, сколько реально стоит тот или иной товар, и получая возможность корректно сравнить стоимость разных брендов.

В прошлом году организации по защите прав потребителей обращались к отраслевым торговым ассоциациям с предложением реализовать инициативу по улучшению качества информированности потребителей при онлайн-торговле продуктами питания.

К сожалению, оказалось, что бизнесу в отличие от покупателей это совсем не нужно.

«Хотелось бы отметить, что указание стоимости товара в пересчете на стандартные килограммы/литры много раз обсуждалось на разных площадках, однако от этого подхода отказались, в связи с вводом потребителя в заблуждение о реальной цене товара, которую ему в итоге нужно будет заплатить», — привели странный аргумент в Ассоциации компаний Интернет-торговли.

В то же время подобный подход уже успешно применяется в ряде стран. Требование раскрывать цену товара в пересчете на 1 кг или 1 литр впервые было установлено более 40 лет назад. На уровне Европейского союза оно стало действовать еще в 1998 году.

И были случаи, когда покупатели добивались возвращения товара к прежней массе. Вспомним историю с шоколадными плитками Toblerone, когда производитель решил вдруг увеличить впадины между треугольниками. Тогда возмущенные британцы подняли большой шум, Суд признал, что такая фасовка товара — это обман. Изготовитель был вынужден вернуть все как было раньше.

Но это, пожалуй, исключение. Увидеть, как продукт возвращается к своему прежнему, большему размеру, можно крайне редко.

На что же рассчитывать потребителю? Пока спасение утопающих остается делом рук самих утопающих. Покупатели самостоятельно должны обращать пристальное внимание на ценники и, сравнивая разные товары, учитывать их вес. Это, конечно, долго, сложно и нудно. Зато вы сможете избежать неприятного сюрприза на кассе при расчете, когда вдруг выяснится, что вам предстоит выложить за покупки гораздо больше денег, чем вы рассчитывали.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *