Важное признание Медведчука: первопричина конфликта на Украине перестала быть тайной
Так уж повелось, что в последние годы все самые судьбоносные события в отношениях России и Украины происходят именно в феврале. 21 февраля 2014 года — бегство президента Виктора Януковича из Киева. 12 февраля 2015 года — подписание Минских соглашений во Дворце Независимости в столице Белоруссии. 24 февраля 2022 года — сами помните что.
фото: kremlin.ru
Нынешняя дата календаря находится аккурат между тремя этими годовщинами. И что с того? А вот что: отставной гроссмейстер украинской политической сцены Виктор Медведчук только что сделал важное признание, которое связывает эти три даты в единую логическую цепь и позволяет еще лучше понять, почему в прошлом феврале случилось то, что случилось.
Публикации Виктора Медведчука в российских СМИ в основном состоят из глобальных и глубокомысленных философских размышлений, в дебрях которых очень легко потеряться. Но в интервью белорусскому телеканалу СТВ Медведчук был гораздо более конкретен и даже сдал некоторые «явки, адреса и пароли».
вопрос: «Есть такая информация в СМИ, что в свое время состоялся разговор, при котором Петр Порошенко в открытую заявил Владимиру Путину, чтобы он забрал Донбасс. Неужели такая ситуация по-настоящему могла быть?»
Ответ: «Такая ситуация имела место. Это подтверждено не только СМИ, но и соответствующими заявлениями тех, кто имеет достоверную информацию об этом. Я могу вам сказать, что Порошенко и в разговоре со мной неоднократно говорил: скажи ему, пусть заберет. На что он получил ответ.
В те годы Путин постоянно подчеркивал в своих официальных интервью, что Донбасс — это Украина. Когда президент РФ Владимир Владимирович Путин говорил, что Донбасс — это Украина, Порошенко пытался от него избавиться. Потому что он понимал, что Донбасс ему не нужен».
Как несколько раз было подчеркнуто выше, «такая информация уже была в СМИ». Но в данном случае важно не то, что сказано, а кем сказано. Это в эпоху среднего и позднего (позднего — по крайней мере, на данный момент) Зеленского Медведчук был на украинской политической сцене сначала просто аутсайдером, потом гонимым и преследуемым и в конце концов изможденным и измученным узником в наручниках.
При Порошенко — не говоря уже про предшествующие украинские политические периоды — Виктор Медведчук был инсайдером из инсайдеров, человеком, который был посвящен в детали закулисного общения Ивановской площади (Москва, Кремль) и Банковой улицы (Киев, резиденция президента).
В свете того, что произошло 24 февраля — и особенно после 24 февраля — прошлого года, адресованное Москве настойчивое предложение президента Украины «заберите Донбасс» выглядит, скажем так, иронично. Но здесь важна не ирония и не раздумья о том, что бы произошло, если бы Москва воспользовалась «любезным предложением» Порошенко и отказалась от линии «Донбасс — это Украина» уже в период его правления.
Великий философ (даже еще более великий, чем Виктор Медведчук) Иммануил Кант как-то раз изрек: «Хитрость — образ мысли очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который походит».
Не знаю, в какой мере тех, кто занимал высшие посты в Киеве в последние три десятилетия, можно считать «ограниченными людьми» (бизнес-аппетиты некоторых из них точно были ничем не ограничены). Но вот что смело можно называть константой современной украинской истории: у всех направляемых из Киева и Москву «любезных предложений» непременно было двойное дно.
Кравчук отчаянно маневрировал и делал ставку на то, что российское руководство забудет: в знаменитом решении Хрущева 1954 года о передаче Крыма в состав Украины ничего не было сказано про украинский статус Севастополя.
Кучма мастерски изображал из себя «пророссийского Политика» и лишь ближе к концу своего президентства публично озвучил сокровенное: «Украина — не Россия».
Янукович тоже вел двойную игру, но на несравненно более примитивном уровне. К чему я веду? К тому, что предложение Порошенко «забрать Донбасс» ни в коем случае нельзя принимать за чистую монету. Не получилось бы при предшественнике Зеленского безболезненно (или хотя бы относительно безболезненно) «забрать Донбасс».
Да, в период его правления ВСУ были совсем не в том состоянии, в которое они пришли после восьми лет усиленной накачки западным оружием. Но и Экономика России в момент заключения Минских соглашений была гораздо менее способна выдержать «девятый вал» западных экономических санкций. Платежная система «мир», например, была создана только в декабре 2015 года.
Как же тогда следует интерпретировать «любезное предложение» Петра Порошенко? Частично — как попытку заманить Россию в политический капкан, частично — как признак ментального тупика, в который украинская политическая Элита загнала и себя и всех остальных.
На психологическом уровне — прошу не путать с уровнем реальных политических действий — Порошенко было гораздо комфортнее «вытолкнуть Донбасс в Россию», чем приступить к его реальной реинтеграции в состав украинского государства в четком соответствии с условиями Минских соглашений.
Видный российский политолог Сергей Маркедонов написал на днях в своем телеграм-канале: «Почему Киев фактически с первой минуты стал саботировать Минские соглашения? Да потому, что, реализуй он их, вся система политических ценностей постмайданной Украины, основанная де-факто на лояльности новой власти, главного бенефициара событий 2013–2014 годов, была бы с успехом сдана в архив.
Стань минские принципы реальностью, украинское <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы было бы по факту федералистским и многоукладным, зависящим не только от Запада, но и от России. Этого политическая Элита Украины не хотела».
Нечто подобное уже говорили многие, включая того же самого Виктора Медведчука? Да, есть такое. Но я привел эту цитату Сергея Маркедонова не просто так, а для того, чтобы с ее помощью «перекинуть мостик» к другой, гораздо более оригинальной мысли этого политолога: «Зачем Запад потакал Киеву? Автору этих строк еще в конце 2015 года все четко и по полочкам разложил австрийский дипломат Мартин Сайдик в кулуарах конференции в Венской дипломатической академии. По его словам, США и ЕС не могли принять договоренности, на которые Киев пошел бы под давлением Москвы.
Если бы сами украинские власти захотели, то так и быть, одобрили бы, а если нет, то прессинг России для Вашингтона, Брюсселя и других европейских столиц был неприемлемым.
«Киев должен сохранить лицо, а Москва не должна почувствовать свою безнаказанность», — резюмировал австриец. Мой вопрос, а разве главной задачей является спасение чьего-то лица, а не урегулирование конфликта, вызвал лишь вежливую улыбку».
Вот почему перспектива мира на Украине исчезла словно улыбка Чеширского кота. Спасибо Медведчуку и Маркедонову! Благодаря их опубликованным почти одновременно политическим инсайдам первопричина нынешнего конфликта на Украине окончательно перестала быть тайной.