Разведчик рассказал о секретах боевой работы и экипировки
Любое наступление начинается с подготовки. И пока войска только планируют выдвинуться в заданный район, там уже вовсю ведется работа. Именно — «работа». Так называют свои боевые выходы российские разведчики. Корреспондент «МК» в зоне СВО побывала на позициях одного из российских разведподразделений, пообщалась с разведчиком и узнала, что нужно взять с собой, чтобы прожить неделю в отрыве от основных сил и как не застудить ноги в промокшей обуви.
Бойцу «Ямал» на вид не больше сорока. Высокий, статный, с едва заметной сединой. В своей группе он самый взрослый. Речь у «Ямала» размеренная, без эмоций. Складывается ощущение, что просто не существует того, что могло бы нарушить его внутренний покой. По мне, так идеальное качество в боевых условиях.
Еще в начале беседы я узнала от «Ямала», что, в отличие от той же пехоты, разведчики не находятся в режиме «24/7» на передовой. Базируются, как правило, в относительно безопасных местах, в район работы уходят группами, в среднем на пять дней.
С одной стороны, такой «рабочий график» намного проще, есть время отдохнуть, постираться, банально выспаться. С другой — каждый новый выход на задание требует сборов, к которым следует подходить очень серьезно. И здесь следует учесть ряд важных моментов. Сроки «работы», как называют выход на задание сами разведчики, могут подзатянуться, погодные условия — измениться… И ко всем этим «сюрпризам» военнослужащий должен быть готов.
При этом чемодан вещей «на всякий случай» с собой не потащишь. Вот и думай. Упустил что-то важное — пиши пропало. Взять негде и не у кого, выкручивайся, как можешь. Каждый ведь снаряжается индивидуально под себя и свои задачи.
— Расскажи, что надо взять с собой, чтобы прожить оторванным от цивилизации почти неделю? – спрашиваю у разведчика.
— Попробую описать максимально подробно, как говорится, сверху донизу, — соглашается разведчик. — Флисовая шапка — пожалуй, лучшее, что можно выбрать в зимний период. Только с оговоркой — она должна быть из тонкого флиса. Расстояния пешком приходится проходить довольно внушительные, в очень теплой шапке и шлеме будет жарко. А вот балаклаву я уже беру теплую. Ею и лицо можно закрыть в мороз, и на голову надеть, когда есть возможность снять шлем и просушить тонкую шапку.
То же самое и с перчатками. Всегда – по две пары, одни тонкие флисовые, в которых тебе удобно работать, и вторые — теплые.
Дальше термобелье. сейчас в магазинах можно найти массу различных вариантов, на любой вкус< и цвет. Для активного времяпрепровождения и для пассивного, например, когда надо долго лежать, затаившись.
Разлет цен тоже впечатляет: от пары тысяч до нескольких десятков тысяч. Иной раз задаешься вопросом: из чего эта «термуха» сделана, что столько стоит? Спрос на такие вещи действительно велик. Лично я считаю, что в большинстве случаев высокие цены — это результат обычного маркетинга. У меня нет и никогда не было никаких супер-брендов, обычная уставная «термуха», плюс «флиска» теплая. Отличное сочетание.
Вот что стоит приобрести самому, так это костюм из ткани софтшелл. Их не выдают, но они действительно удобны и очень практичны. Не просто так, как вы сами заметили, почти все в них здесь ходят. Материал легкий, не сковывает движения, при этом не продувается и не промокает, если конечно под проливным дождем два часа не стоять. Его и зимой можно носить поверх «флиски», и весной просто на «термуху». Одним словом вещь, что надо. Даже в мороз, когда идем на задание, поверх броню надеваю — и все.
Бушлат и ватные штаны просто пристегиваю к рюкзаку. Их, кстати, лучше не лениться и брать с собой. Ночью в мороз очень спасают. Теплые носки обязательно. Все знают: если ноги замерзли, сколько бы на тебе одежды не было, все равно — холодно. Поэтому я беру вязаные из верблюжьей шерсти. Родственники подарили.
— Какие-то запасные вещи берете?
— Конечно. Носки обязательно две пары и запасное термобелье. Ты только пока в район «работы» придешь, уже весь мокрый, надо переодеваться…
Обувь, как рассказал военный, выбирается в зависимости от погоды. Пока сухо и морозно, предпочтение отдается берцам либо тактическим ботинкам. Когда температура поднимается выше ноля и снег превращается в жижу, кроме облегченных резиновых сапог, в простонародье именуемых «пенка», в лесу тебя уже ничего не спасет.
Ситуацию, конечно, усложняет то, что погода за 5-7 дней может измениться, а вот обувь про запас разведчики с собой не берут. «Унести все невозможно», — объясняет «Ямал».
— А что делать, если ботинки промокли?
— Если есть возможность, то просушить на газовой горелке. Если нет — военная хитрость в помощь: газета, полиэтиленовый пакет, носок, ботинок. Не очень удобно, зато ноги сухие, а значит, не заболеешь. Но сильно промокнуть еще надо умудриться. Мы же выполняем конкретные задачи, заранее прорабатываем маршрут. Вариант провалиться в воду — крайне мал, водные преграды мы не штурмуем.
Еще один важный элемент, который всегда должен присутствовать, это индивидуальная аптечка.
— Она всегда должна быть с собой, первый и второй эшелон, — продолжает разведчик. — Первый эшелон — два жгута и ножницы — закрепляются на бронежилет в районе груди. Второй эшелон — это уже непосредственно аптечка на поясе. Туда кладется все остальное: гемостатические губки, бинты, перевязочные пакеты, лекарства.
— Какие вещи еще берете с собой?
— естественно, спальник – спальный мешок. Максимально теплый, из легких материалов. Лично я беру уставной, по мне, так вполне подходит. Безусловно, можно взять и теплее, но здесь уже приходится выбирать: или немного прохладно, или тащи на себе лишний вес. Туристический коврик под спальник обязательно. Если ты в спальном мешке ляжешь зимой на землю или бетон, то замерзнешь. Коврик как раз не дает поступать холоду снизу.
Лично у меня всегда с собой 2-3 ножа. Обычный складной и что-то более серьезное. Он может понадобиться, например, чтобы открыть металлическую коробку с патронами, отрезать ветки, провода. Одним словом, вещь крайне нужная.
— Чем обогреваетесь во время выполнения работы?
— Берем с собой специальную горелку, которая идет для обогрева, и ящик компактных газовых баллончиков. В среднем на пять дней 12 баллонов достаточно, чтобы и согреться и покушать разогреть.
— Еду ведь тоже приходиться с собой нести. Что в основном берете?
— Обязательно консервы, из расчета — на пять дней. Рацион уже выбираешь сам. В основном это тушенка, рыбные консервы, паштет, каши с мясом консервированные. Дополнительно хлеб, шоколад, сыр, колбаса. Лапшу быстрого приготовления берем в малых количествах и только в пакетах, чтобы места много не занимали. Воду набираем уже на месте из колодцев. Выбираем время, когда все спокойно, «птички» (беспилотники ВСУ. – «МК») не кружат, и заготавливаем сразу на сутки вперед.
— А оружие и боеприпасы?
— На задание, естественно, идем с личным оружием. автомат и минимум 7-8 магазинов на себе. Если ты пулеметчик, то тащишь пулемет, плюс те боеприпасы, которые тебе положены. Остальной боекомплект подвозят ночью.
— А как в таких условиях решаются вопросы личной гигиены?
— Влажные салфетки. больше никак. Ну, и зубы почистить еще получается.
— Любые задачи в военное время связаны с риском. Если кого-то из бойцов ранило, как происходит его эвакуация?
— Нас всегда сопровождает группа эвакуации, которая закреплена на тот период времени, пока мы находимся на «работе». Как правило, это 3-4 человека на бронемашине «Тайфун», готовые в максимально короткие сроки доставить раненого в то место, где ему будет оказана помощь.
— А если военнослужащий простудился или отравился, его тоже эвакуируют?
— Стараемся решить проблему на месте, но если не получается, то конечно вызываем эвакогруппу. Потеря даже одного человека ощутима в наших условиях, поэтому человека эвакуируют только когда того действительно требует ситуация.
— Кого-то присылают взамен выбывшего?
— Как правило, нет. Мы стараемся доработать поставленную задачу сами, чтобы никого не выдергивать с отдыха.
— Были такие ситуации?
— К сожалению, были. Гранатометчика из нашей группы ранило на четвертый день, до убытия осталось-то всего ничего. Он отстрелялся из АГС (автоматический станковый гранатомет. – «МК»), а спустя примерно час поступила задача вновь. Выскочил из укрытия, только расчехлил гранатомет, и в этот момент беспилотник противника сбросил на него ВОГ (осколочная граната. – «МК»). думаю, «птичка» срисовала еще в первый раз. Осколки попали в руку и ногу. Мы тут же его «зажгутовали» (наложили кровооставливающий жгут. – «МК»), вызвали группу эвакуации и перенесли до ближайшей точки, куда мог подъехать «Тайфун». Парни из эвакогруппы оказали ему первую помощь и отвезли к медикам. К Счастью, все закончилось хорошо, руки—ноги целы. сейчас товарищ в госпитале, раны заживают. Рвется обратно к нам.
Зона СВО.