Турки всеми силами пытаются остановить бегство туристов: «Землетрясения будут долго»
В ночь на 6-е марта месячный «юбилей» землетрясений стихия отметила новыми подземными толчками, в результате которых затопило береговую линию южной турецкой провинции Хатай. А к прочим бедам на страну надвигается острая нехватка питьевой воды. Туротрасль разводит руками: бегут не только гости, но даже сами турки.
О настроениях и чаяниях на турецких берегах мы узнали из первых рук.
фото: globallookpress.com
По сообщениям турецкой прессы в ночь на 6-е марта зафиксировано землетрясение магнитудой 4,8 балла в 19 км к северо-западу от города Искендерун (он же Малая Александрия, крупнейший город южной провинции Хатай). В результате подземных колебаний затоплена береговая линия всей провинции, что неизбежно сулит проблемы всей прибрежной инфраструктуре. Тем временем на западном побережье стало невозможным далее скрывать от населения и гостей подступающий дефицит питьевой воды. Как выяснилось, вследствие «самой жаркой за последние полвека зимы», как называют минувшие три зимних месяца местные газеты, питьевое (являющееся источником питьевой воды для северо-запада Турции – авт.) водохранилище Нилюфер в Бурсе практически полностью пересохло: в нем самый низкий уровень воды за последние 40 лет. власти были вынуждены взглянуть правде в глаза и разослать гражданам и отельерам предупреждение с просьбой экономить пресную воду.
— Уведомления от своих управлений по водоснабжению о необходимости экономить воду уже получили в Стамбуле, Измире и Измите (он же Коджаэли, столица одноименной провинции – авт.), — рассказывают в стамбульской турфирме. – От Стамбула и Измира это дополнительно отвратит туристов, которые и так уже вовсю отказываются от туров. На Измите тоже отразится, ведь это центр пищевого производства и бизнес-хаб для предпринимателей в этой отрасли со всего мира.
Можно было бы утешиться любимым не только россиянами, но и турками «авось рассосется» (в турецком варианте «иншалла»), но отменен даже запланированный на 22 марта ежегодный мировой газовый саммит, традиционно принимаемый Стамбулом. И впервые, вопреки протоколу, не названа даже дата, на которую мероприятие перенесено. Турецкие эксперты по климату заявляют, что без ряда новых законов как в плане сейсмической безопасности, так и энергетики и водоснабжения, в ближайшие месяцы обстановку в Турции никак не стабилизировать.
— А ведь законы надо еще разработать и утвердить, — говорят релоканты из РФ, в спешном порядке покидающие прибрежный Мерсин, уже целый месяц ощущающий на себе афтершоки (отзвуки) самого первого и самого мощного толчка 6 февраля, разрушившего несколько городов и унесшего огромное количество жизней. – Мы Турцию очень любим, но, увы, отсюда надо бежать. Землетрясения тут будут еще долго – и это уже не страшилки, а предупреждения самих местных властей. Во многих районах уже засуха, на другие она идет. И сейчас уже открыто стали признаваться, что воды нет. В некоторых населенных пунктах, оказывается, давно. Просто не афишировали, надеялись, что наладится.
Жители Турции — как коренные, так и выбравшие ее для ПМЖ – в отличие от туристов, действительно не спешат выставлять напоказ свои «коммунальные» проблемы. Но на вопрос в лоб все же отвечают.
— Нам разослали официальные предупреждения о нехватке воды, где сказано, что что запасов пресной воды Стамбулу хватит всего на 60 дней, — рассказывает россиянин, недавно сменивший место релокации со Стамбула на Дубаи. – люди из Стамбула валят пачками, не только иностранцы, но и местные. бизнес сворачивают, лавки свои консервируют. Уж если даже экс-советская Средняя Азия домой повалила, что тут говорить! В Дубае жизнь намного дороже, но хоть не страшно.
— А что значит «официальное предупреждение»?
— Это значит, что скоро вода будет подаваться по часам, как уже происходит в ряде провинций. Там уже закрыты автомойки и запрещен полив садов-огородов.
Турецкая туротрасль не без горечи признает: количество туристов, которых Стамбул ожидал весной, тает на глазах. одна только загрузка ресторанов в городе уже сократилась на 70%.
— Турсектор уже подорван, и не только в Стамбуле, а в целом по стране, — констатируют в стамбульской турфирме. – И даже не землетрясением, а «опасением этого землетрясения». Проблемы только с водой туристов бы не остановили.
Увы, это признают и склонные к оптимизму до последнего отечественные туроператоры: отказы от туров в Турцию приобретают невиданный масштаб. На этом фоне турецкие власти убеждают свою туротрасль предпринять какой-нибудь «компенсирующий маневр». Некоторые чуткие предприниматели их уже услышали: ряд недешевых курортных отелей снизили цены — со 100 евро в сутки до 80 евро. А миграционная служба Турции порадовала обещанием снять для россиян запрет на туристический ВНЖ.
— В ситуации, когда все бегут, турки решили хотя бы наших релокантов сохранить, что разумно, — высказывают свое мнение россияне, осевшие в Анталии. – Точно известно, что запрет на выдачу икамета (туристического вида на жительство) россиянам велели снять. И даже закрытые районы планируют открыть.
С начала октября и до начала февраля, ознаменованного трагедией для всей Турции, в связи с невиданным наплывом релокантов из РФ власти приняли решение прекратить выдачу ВНЖ россиянам не только на основе долгосрочной аренды турецкого, но даже собственникам турецкой недвижимости, если она находится в одном из 1000 районов страны, где иностранцам жить запретили.
— Конечно, это было обидно, — признают новые турецкие русские. – Мы покупаем у них недешевое жилье, тратим в их стране деньги, заработанные в другом месте, а вместо благодарности получаем отказ в икамете даже без объяснений. Но, как говорится, нет худа без добра. Турки быстро смекнули, что если еще и мы уедем, они вообще без гостей останутся. Те, кто подавался на икамет в последнюю неделю февраля, до 6 марта еще получали необоснованные отказы. Зато подавшиеся 1 марта сегодня получили одобрение, даже без личного общения с инспектором, как раньше: просто взяли папку с документами, сняли пальчики и все — добро пожаловать в Турцию.