Расшифровано, на чем могут попасться «пособники иноагентов» согласно новому закону
В Минюсте считают правильным наказывать «третьих лиц», которые помогают включенным в реестр иноагентов нарушать требования закона. «Слава Богу, такая инициатива поддерживается депутатским корпусом», заявил на сессии Петербургского международного юридического форума замглавы ведомства Олег Свириденко. «МК» попробовал разобраться, что это за инициатива, суть которой в вольном стиле изложил чиновник, и чем она грозит россиянам.
фото: duma.gov.ru
Выступая перед участниками форума, г-н Свириденко положительно оценил новый закон</span об иноагентах, который вступил в силу 1 декабря 2022 года (полное название — «О контроле за Деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»). В России наконец-то появилась «целостная концепция» в этой сфере, раньше если не удавалось найти иностранные деньги — признавать иноагентом было нельзя, а «вредить он (потенциальный агент — «МК») мог серьезно». Теперь же достаточно обнаружить «иностранное влияние» в любой иной форме — в сочетании с политической Деятельностью, конечно, объяснял он…
Стоит напомнить, что «политической деятельностью» тот самый закон</span считает и высказывание своего мнения о деятель органов власти, и проведение опросов общественного мнения, и участие в любой уличной акции, и много чего ещё. На утро 12 мая в реестре иноагентов, который ведет Минюст, значилось 598 организаций и физических лиц, более 80 из них попали туда после 1 января 2023 года.
Но «законодательная деятельность продолжается, и мы решили использовать режим профилактики», — продолжил г-н Свириденко. «Комитет внес законодательную инициативу, которая касается третьих лиц, которые не являясь иноагентами или аффилированными с ними, могут волей или неволей помогать им в будущем закон</span нарушать», — сообщил он. Для таких на первый раз, по словам докладчика, предусмотрено предупреждение, «а после этого будет следовать штраф».
Уточним: никакой «комитет» инициативу в Госдуму вносить не может в принципе. Авторами пакета из двух законопроектов, которые предлагают озвученные замминистра изменения в закон</span об иноагентах и КоАП, значатся депутаты из всех пяти думских фракций, первым среди подписантов значится Василий Пискарев («ЕР»), глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции и думской же комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
Законопроекты эти были размещены в думской законодательной базе ещё 26 апреля, но внимание на них широкая публика обратила лишь сейчас, после громкой презентации г-на Свириденко.
Что же предлагается?
Прописать в действующем законе об иноагентах, что органы публичной власти (то есть всех уровней власти снизу доверху, от муниципального до федерального), организации всех форм собственности (то есть и государственные, и частные компании), их должностные лица, и вообще все «физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового» (то есть все люди вообще) «при осуществлении своей деятельности» (любой деятель) будут «обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента», сами иноагентами не являясь. «Действия (бездействие)» этих лиц не должны помогать иностранным агентам нарушать российское законода, и в первую очередь те ограничения, которые на них (иноагентов) налагает этот статус, говорится в базовом законопроекте из пакета.
значит, после того, как законопроект станет законом (а сомнений в том, что станет, практически нет), всем без исключения россиянам правильно было бы ознакомиться с перечнем ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов. Потому что как иначе понять, в чем именно им нельзя «содействовать» бездействием или действием?
Перечень ограничений и запретов, установленных для иноагентов в России, обширен и выглядит примерно так.
Иноагент не может быть чиновником любого уровня и членом избиркома — значит, пособником иноагента может быть признан начальник, не уволивший иноагента после попадания в реестр. (слова «пособник» в законопроекте нет, но по сути речь идет именно об этом.)
Иноагент не может принимать участие в деятель комиссий, комитетов, консультативных совещательных, экспертных и иных органов при органах власти любого уровня — значит, пособником могут признать должностное лицо, оперативно не вычистившее из списка членов совета или комиссии иноагента, который до попадания в реестр считался ценным специалистом и консультантом.
Иноагентам запрещено также участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, организовывать или участвовать в проведении общественной экологической экспертизы.
Общественные объединения, включенные в реестр иноагентов, не могут выдвигать кандидатуры в состав общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы. Иноагентам нельзя агитировать за или против любого кандидата на любых выборах, им нельзя жертвовать деньги в избирательные фонды кого бы то ни было, нельзя организовывать любые публичные мероприятия и перечислять на их проведение средства.
Иноагентам нельзя жертвовать средства партиям и их отделениям в регионах.
средства иноагента в банках не подлежат страхованию вкладов на случай банкротства финансовой организации. Им нельзя применять упрощенную систему налогообложения и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Иноагенты не вправе получать от государства финансовую поддержку, в том числе на творческую деятельность (гранты на создание фильмов, спектаклей, проведение выставок). Им нельзя участвовать в госзакупках. Кстати, авторы законопроекта предлагают распространить запрет и на имущественную поддержку, в чем бы это не выражалось.
Ещё иноагентам нельзя «осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры», каковой признаются подпадающие под определенные признаки информационные системы, и обеспечивать безопасности этих объектов.
И, наконец, им нельзя производить любую «информационную продукцию для несовершеннолетних». Всё, что спето, сказано, снято и поставлено попавшим в реестр иноагентом распространять среди детей запрещено, и должно быть промаркировано при продаже или демонстрации «18 плюс».
Можно предположить, что под раздачу могут попасть библиотекари, которые не смогли отследить и убрать с глаз детей долой книги, написанные признанными иноагентами писателями (Дмитрия Глуховского или Дмитрия Быкова, например). И продавцы книг, не обернувшие все книги иноагентов в непрозрачные пакеты и не промаркировавшие их как 18 плюс. Распространяющие на своих платформах без соответствующей маркировки песни Земфиры, Алишера Моргенштерна, Андрея Макаревича (все они признаны иноагентами).
Кстати, г-н Свириденко, рассказывая о предполагаемых «профилактических» нововведениях, неопределенно упомянул некие «платформы», которые дают трибуну иноагентам (само по себе это не запрещено, между прочим — если соблюдаются требования о маркировке и прочие перечисленные выше запреты) и которые теперь можно будет как-то прижать…
А ещё иноагентам запрещено «осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних», заниматься педагогической Деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях (то есть работать учителями в государственных школах, преподавателями в университетах и колледжах, воспитателями и музработниками в детсадах). В частных детсадах, колледжах и вузах заниматься педагогической Деятельностью вроде можно. Но если образовательной Деятельностью среди несовершеннолетних занимается организация, признанная иноагентом — нельзя.
Г-н Пискарев, комментируя журналистам предложенные нововведения, привел такие примеры: если «кто-то, исходя из коррупционных или иных корыстных или личных побуждений, помогает иноагенту устроиться учителем, этому человеку, в случае принятия нашего законопроекта, Минюст сможет вынести предупреждение. Или, скажем, издатель выпускает книгу иноагента без соответствующей маркировки — также будет предупреждение», — сказал он.
В пояснительной записке к законопроекту объясняется, зачем он нужен: «нарушение иностранным агентом некоторых обязанностей и ограничений может произойти при способствовании этому лицами, вовлеченными в тот или иной процесс совместно с иностранными агентами», теперь эти лица должны будут «не допускать возможности» такого рода нарушений.
Минюст, который пока контролирует только деятельность иноагентов, после принятия законопроекта будет контролировать исполнение законодательства об иноагентах вообще, то есть и то, не способствует ли кто своими действиями или бездействием нарушению попавшими в реестр установленных для них запретов. Органы власти всех уровней и организации всех форм собственности обяжут содействовать Минюсту в получении информации о возможных «пособниках» иноагентов и предоставлять все необходимые сведения и материалы. Если пособника выявят — ему вынесут «предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.»
Второй из внесенных законопроектов предлагает наказывать упорствующих в административном порядке: для граждан — штраф от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — штраф от 70 до 100 тысяч (альтернатива — дисквалификация на срок до 2 лет), для организаций — штраф от 200 до 300 тысяч рублей. Протоколы будет составлять тот же Минюст.
Предлагаемые изменения «будут способствовать укреплению суверенитета РФ», считают авторы пакета. сейчас законопроекты готовятся к первому чтению, которое может состояться не раньше конца мая. «Особой спешки тут нет»,- сказали «МК» в Госдуме.