Россияне вывели за рубеж колоссальную сумму, сравнимую с объемом дефицита бюджета
Отток за границу личных сбережений россиян обретает пугающие по своей величине и темпам формы. За год физлица перевели на счета в иностранных банках 3,28 трлн рублей. Эта сумма сопоставима с дефицитом федерального бюджета (3,41 трлн), проблему которого государству решить пока не удается. Печально то, что тренд становится все более устойчивым, а значит, в экономике, остро нуждающейся в живых деньгах, будет усиливаться нехватка ликвидности.
фото: Геннадий Черкасов
Общий объем зарубежных депозитов российских граждан составляет на сегодняшний день 5,8 трлн рублей, за год он вырос на 131%, подсчитал ЦБ. Показатель стал максимальным за все время публикации регулятором этой отчетности – с 2018 года. Только с начала текущего года россияне пополнили депозиты в иностранных кредитных организациях более чем на 1,3 трлн рублей: из них в январе – на 127,4 млрд, в феврале – на 526 млрд, в марте и апреле – на 257 млрд и 395,6 млрд соответственно. Что касается прошлого года, рекордными оказались два месяца – июль и ноябрь: 600 млрд и 782,4 млрд рублей соответственно. В период с 2018-го по 2021-й год ничего подобного не происходило: темпы оттока были намного меньше.
Соответственно, происходящее вполне можно объяснить новой геополитической реальностью: финансовыми санкциями Запада и ответными валютными ограничениями наших денежных властей, токсичностью на территории РФ основных резервных валют, закрытием многих границ для россиян…
«Во многом данные переводы используются для финансирования расходов в зарубежных поездках и при оплате импорта товаров и услуг, однако остальная часть отражает тенденцию к росту сбережений граждан в иностранных инструментах», — отмечает ЦБ в своем обзоре. При этом регулятор указывает на риски для владельцев таких счетов и вкладов, в частности, на вероятность их закрытия или заморозки банком (из-за опасения вторичных санкций) и банкротства его самого. О последствиях для корпоративного сектора и экономики в целом глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила еще в начале марта, на встрече с представителями финансового сообщества. По ее словам, усиленного кредитования требуют проекты в области машиностроения, микроэлектроники, фармацевтики. Но в условиях сокращения ликвидности решение этих задач находится под вопросом.
«Россияне опасаются новых санкций в отношении отечественной банковской системы, их пугает и общая экономическая неопределенность, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Отсюда и естественное стремление любыми способами защитить свои деньги. Конечно, о полном выводе всех имеющихся активов речи нет. В тех случаях, когда человек уехал за границу, но продолжает работать на компании в РФ, он осуществляет либо разовый крупный перевод, либо регулярные небольшие транзакции. Тенденцию по выводу валюты усилило снятие ряда ограничений на трансграничные переводы летом 2022-го, на этом фоне у россиян вырос Спрос на иностранную недвижимость».
Согласно статистике ЦБ, основной объем выведенных средств осел в республиках СНГ, Грузии и Турции. И если тамошние власти решат ввести какие-либо ограничения для резидентов РФ, граждане могут потерять деньги. Плюс никто не отменял обязанности отчитываться перед налоговыми органами РФ при наличии счетов в зарубежных банках. Но люди готовы идти на любые риски. Что касается государства, ситуация несет ему одни сплошные минусы: средства уходят из-под юрисдикции ЦБ и правительства, Экономика их безвозвратно теряет. И самое печальное, резюмирует Деев, что власти неспособны на это повлиять.
«5,8 трлн рублей в банках-нерезидентах – это официально установленная цифра. А сколько еще случаев, когда люди решили не сообщать в ФНС об открытии ими счетов за рубежом? – задается вопросом главный научный сотрудник Института экономики ран Игорь Николаев. – Тренд полностью коррелируется с геополитическими потрясениями, которые порождают волны эмиграции. Кто-то, перебравшись за рубеж и не найдя там работу, просит родственников прислать ему денег на текущую жизнь. А кто-то, оставаясь в РФ, просто не хочет иметь дела с российскими банками и размещает средства в Казахстане или Армении. И то, и другое обескровливает экономику, ограничивая потенциал для инвестирования. Разумеется, страдают и кредитные организации, и бизнес: дефицит ликвидности не позволяет им нормально развиваться. Перед ними встает другая задача – банально выжить. На начало 2023 года объем вкладов физлиц в российских банках составил 36,6 трлн рублей. Прирост за год – около 1,4 трлн, что несопоставимо с 3,28 трлн убежавших из страны капиталов».