Наука угождать: в России появилась Лаборатория по изучению идей Си Цзиньпина
Все идет по плану, а по некоторым его пунктам — даже с опережением графика. К примеру, досрочно покончено с низкопоклонством перед Западом. Однако стремительность «разворота над Атлантикой» имеет свои побочные эффекты. Не привыкли мы еще, видно, к тому, чтобы место закордонного идола оставалось вакантным. Свято место у нас пусто не бывает. И пустота действительно быстро заполнилась. Новое подтверждение тому — появление в России Лаборатории по изучению идей председателя КНР Си Цзиньпина.
фото: kremlin.ru
Лаборатория создана на базе Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА ран). "Это первый научный центр за пределами Китая, специализирующийся на изучении современной идеологии КНР, о социализме с китайской спецификой в новую эпоху", — радостно извещает китайское государственное информагентство "Синьхуа". Новость продублирована также на сайте самого института.
В лаборатории будут трудится не только сотрудники ИКСА, но и "лучшие специалисты по современной идеологии Китая из других российских научных центров", в том числе — из Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова ран и Высшей школы экономики.
"Исследования будут касаться идей Си Цзиньпина в сферах экономики, внешней и внутренней политики, а также социальной политики, культуры, искусства и экологии", — говорится далее в сообщении. Не оставлен без ответа и вопрос о причинах столь пристального внимания к словам и мыслям китайского лидера.
"Синьхуа" цитирует директора института Бабаева: "Нам необходимо знать и очень хорошо анализировать идеи Си Цзиньпина, потому что Китай сегодня — наш главный стратегический партнер, главный экономический партнер. Поэтому для того, чтобы наиболее эффективно выстраивать взаимоотношения, нашему правительству необходимо хорошо понимать, в чем заключается идейная основа развития сегодняшнего Китая".
По словам директора ИКСА, итогом работы лаборатории — по крайней мере, первым итогом — будет издание "большой научной монографии, которая познакомит российских читателей, в том числе представителей российской власти, с идеями Си Цзиньпина и их значением для развития Китая и, конечно, для российско-китайских отношений". Издать монографию предполагается в 2025 году.
Нет, изучать нашего главного стратегического партнера, разумеется, можно и нужно. Чем, собственно, и занимается, судя по его названию, Институт Китая и современной Азии. Причем занимается куда энергичней, чем прежде: до июля прошлого года он назывался Институтом Дальнего Востока. Смена названия говорит о некотором сужении специализации.
Однако специализация Лаборатории по изучению идей председателя еще более узка. Можно даже сказать, беспрецедентно узкая. Да и вообще подобная научная структура прецедентов не имеет. В Советском Союзе существовал, правда, Институт Марксизма-ленинизма (ИМЛ) при ЦК КПСС. Но разница между ним и "Си-лабораторией" огромна.
В ИМЛ: а) объектом изучения было идейное наследие трех политических деятелей (Маркса, Энгельса, Ленина), а не одного; б) один из деятелей был отечественного происхождения; в) на момент учреждения института все три деятеля покинули этот мир.
Появление в России научного центра, специализирующегося на идеях действующего иностранного лидера, — явления небывалое не только для нашей страны, но, пожалуй, и для мира. Впрочем, слово "научный" стоит, пожалуй, взять в кавычки. Не нужно быть большим ученым, чтобы понимать, что науки в деятель "института сицзиньпинизма" будет несравнимо меньше, чем сиюминутной политической конъюнктуры.
Не секрет, что конъюнктура эта заключается в побуждении "большого китайского брата" к еще более теплым, дружеским отношениям с нами. Цель не вызывает вопросов: дружба между странами и народами — дело в любом случае хорошее. Чего никак нельзя сказать об используемых для достижения цели средствах. Не все они, увы, одинаково полезны.
Восток — дело тонкое, а дружба с Востоком — еще тоньше. Легко увлечься и проскочить черту, за которой дружеские отношения превращаются в сервильно-угоднические с одной стороны и начальственно-повелительные — с другой. Короче говоря, в отношения верного слуги и могущественного господина. Будем надеяться, что эту красную линию мы еще не перешли.