Глава Казахстана Токаев на саммите ШОС вставил шпильку другим президентам
Ни один из участников саммита ШОС, кроме Владимира Путина, не упомянул в своем выступлении Украину. Более важным конфликтом для членов организации, в которую входят Казахстан, Китай, Индия, Иран, Россия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Пакистан, судя по заявлениям лидеров, остается Афганистан. Путин сообщил коллегам, что проект «анти-Россия» на Украине должен был поставить под удар безопасность и сдержать развитие страны, но эти планы провалились. Попытка мятежа, по его словам, продемонстрировала, что «российский народ как никогда консолидирован».
фото: kremlin.ru
2023 год должен был стать внешнеполитическим бенефисом Нарендры Моди: ведь Индия председательствует сразу в двух влиятельных международных организациях — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и «Большой двадцатке». Подготовка к саммиту ШОС началась еще зимой, к началу весны все лидеры получили приглашения приехать в Нью-Дели. А в мае главы МИД на очной встрече согласовали основные пункты итоговой декларации. Однако после поездки Моди на «Большую семерку» в Японию и его переговоров с Джо Байденом и Риши Сунаком все пошло наперекосяк. Индийский МИД без объяснения причин заявил, что саммит ШОС состоится в виртуальном формате. То есть самой важной его составляющей — непосредственного общения лидеров не будет. Они просто посмотрят друг на друга по телевизору и обменяются речами.
Как осторожно сообщил бывший индийский дипломат, внезапный переход в виртуальный режим связан с двумя обстоятельствами: это «конфликт в Европе», а также новый виток напряженности между участниками ШОС. Якобы Китай и Пакистан по состоянию на конец мая не подтвердили приезд своих руководителей в Индию. Впрочем, звучали и более экзотические объяснения. В частности, индийская пресса на полном серьезе ссылалась на загруженность Моди, которого после продолжительного турне в США ждет не менее обстоятельная поездка во Францию. Принять саммит ШОС в таком цейтноте, как посчитали СМИ, действительно не было никакой возможности. Да еще и конгресс-центр в Нью-Дели вовремя не достроили. В общем, с какой стороны ни посмотри — лучше собраться у телевизора.
Мероприятие, к участию в котором, помимо 9 членов, были приглашены страны-наблюдатели и несколько гостей, стартовал около 10 утра мск. Нарендра Моди на правах хозяина поприветствовал собравшихся и передал слово президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, который будет председательствовать в ШОС в 2024 году, а следом в алфавитном порядке другим участникам. «Признателен вам за ваше позитивное сообщение», — говорил он после каждого выступления, даже если ничего позитивного в нем не звучало. Обмена мнениями между лидерами не предусматривалось. Каждый делился с собравшимися своим видением и предложениями по улучшению работы ШОС. Остальные слушали, кивали и в лучшем случае делали пометки. Так прошло три с лишним часа.
Общие для всех лидеров темы — «уникальный дух ШОС», «борьба с тремя силами зла» (наркотики, трансграничная оргпреступность и киберпреступность), увеличение доли национальных валют и в целом повышение уровня сотрудничества. Впрочем, как признал г-н Токаев, под эгидой ШОС за 20 лет не удалось реализовать ни одного по-настоящему крупного экономического проекта. «Гегемонии западного мира способствует гегемония доллара, — оседлал любимого коня президент Ирана. — Этот элемент гегемонии необходимо устранить». На Западе, по его словам, налицо также «моральное разложение», тогда как в странах ШОС «все выглядит по-другому». Впрочем, к такой постановке вопроса оказались готовы не все. Касым-Жомарт Токаев честно предупредил, что Казахстан в рамках своего председательства в 2024 году сосредоточится на «недопущении геополитического разлома между Востоком и Западом» и укреплении доверия. К укреплению солидарности и взаимодоверия также призывал председатель КНР. «Человечество стоит перед дилеммой: что выбрать — мир или конфликт? Мой ответ: мир», — заявил Си Цзиньпин, привычно осудив попытки «блоковой конфронтации» и «цветных революций» под каким бы то ни было предлогом».
Главным региональным конфликтом все члены ШОС однозначно назвали Афганистан (впрочем, никаких принципиально новых инициатив в этой связи не прозвучало). И ни один не упомянул об Украине. Только Владимир Путин рассказал, что «долгое время внешними силами реализовывался проект по созданию из Украины фактически враждебного государства — анти-России». Ее накачивали оружием, чтобы поставить под удар безопасность РФ и сдержать развитие нашей страны. сейчас идет «гибридная война», однако Москва, по словам ВВП, «уверенно противостоит и будет противостоять внешнему давлению». «Российский народ как никогда консолидирован. Политические круги, все общество единым фронтом выступили против попытки вооруженного мятежа», — подчеркнул он, поблагодарив коллег по ШОС за поддержку действий российского руководства.
В саммите в статусе страны-наблюдателя участвовала Белоруссия, однако Лукашенко солидаризировался с остальными лидерами и не стал упоминать о конфликте на Украине. Он выразил надежду, что скоро Белоруссия станет полноправным членом ШОС — это откроет доступ к калийным удобрениям и высококачественному белорусскому продовольствию. Батька также предложил коллегам «усилить работу с молодежью». «Иначе все наши планы рискуют остаться на бумаге», — объяснил он.