Торфяники в Свердловской области будут тлеть до зимы: эксперт назвал причины
В Свердловской области полыхают пожары. В деревне Шайдуриха сгорело 41 строение, погибла 71-летняя женщина, еще двое пострадали. Однако проблема далека от разрешения: жителям Екатеринбурга грозит задымление, а пожары могут заполыхать с новой силой и в следующем году. В чем причина лесных пожаров и можно ли с ними справиться, «МК» поговорил с учредителем Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксиным.
фото: МЧС РФ
Григорий Куксин вот уже 25 лет в той или иной роли работает на пожарах. Свой 43-й день рождения он также провел в лесах Свердловской области, пытаясь найти способ защитить жителей Екатеринбурга от торфяного задымления. Специалисты Центра профилактики ландшафтных пожаров провели на Урале больше двух недель и пришли к неутешительным выводам: сейчас уже невозможно организовать окончательное и надёжное тушение всех торфяных пожаров в регионе до конца пожароопасного сезона.
— Что стало причиной крупных пожаров в Свердловской области?
— В Свердловской области сейчас очень плохая ситуация. Площадь пожаров довольно велика и все это на фоне очень плохих погодных условий. Аномальная засуха последних трёх лет привела к низкому уровню грунтовых вод и, как следствие, к дефициту воды в реках и осушительных каналах на торфяниках. сейчас все идет не в рамках климатической нормы.
Но здесь нельзя во всем винить только погоду. Подавляющее большинство пожаров происходит по вине людей, которые были неосторожны весной с поджиганием травы, кострами и обращению с мангалами. Торфяные очаги могут тлеть очень долго.
Это большая проблема не только для Свердловской области, но и для соседних Тюмени и Челябинска. Во всей этой зоне наблюдаются опасные погодные явления, и на их фоне пожары, которые устроили люди, активно развиваются. Летом люди продолжают неаккуратно пользоваться огнем, несмотря на запреты и ограничения.
Сегодня вокруг Екатеринбурга несколько десятков пожаров, которые возникли от тления почвы и повторно разгорелись. С каждым новым эпизодом этих очагов становится все больше и больше.
— Можно ли спрогнозировать, когда они закончатся?
— Сами пожары никуда не денутся, они будут давать все новые очаги тления. Справляться с этим трудно. Насколько мы понимаем, сейчас задействованы практически все ресурсы: лесоохрана работает полным составом, пожарные делают все возможное в этих условиях. Но пожаров намного больше, чем возможностей их качественно тушить.
По моим прогнозам, ситуация изменится только с переменой погоды. Когда начнутся устойчивые дожди или зимние осадки. Уже сейчас очевидно, что много торфяных пожаров не будут потушены до зимы. И еще многое придется тушить зимой.
— Что можно сделать в этой ситуации?
— Есть несколько мер, которые необходимо принять. Если говорить о краткосрочных, то прямо сейчас нужно спасать населенные пункты. Пытаться прогнозировать, как будут развиваться пожары и стараться не допустить повторения эпизода со сгоревшим селом. здесь придется реагировать по факту, стараясь предотвратить повторение такой трагедии.
Второе — необходимо сдерживание пожаров, которые уже есть. нужно удерживать воду в каналах, особенно там, где речь идет о торфяных почвенных пожарах. В условиях дефицита воды, нужно строить плотины. здесь большая работы была проделана совместно с Уральской авиабазой и Центром профилактики ландшафтных пожаров. Мы вместе обследовали самые проблемные торфяные пожары и сформировали план по удерживанию воды. Это позволит снизить задымление. То есть полностью обойтись без дыма сейчас не получится, но его можно сделать менее опасным для жителей городов. Мы надеемся, что эта работа уже ведется. По крайней мере, неделю назад мы уехали из региона, составив план, понимая, что будет очередное обострение и к нему готовились.
Долгосрочные меры должны быть направлены на окончательное тушение этих пожаров. Это долгая история, и она завершится только зимой, если хорошо подготовимся. нужно, чтобы на региональном и федеральном уровне принимались решения, чтобы проблема не перешла в следующий год. Климат меняется, мы ничего не можем с этим сейчас сделать. На ближайшие годы у нас плохой прогноз по ситуации с пожарами. Поэтому нужно думать на долгосрочную перспективу и делать все возможно для решения проблемы.
— Как сами жители могут помочь в этой ситуации?
Да, это общая проблема. Тут не должно быть разделения между обществом, властью и бизнесом. От дыма страдают все дома, и, как говорится, дома у всех деревянные. здесь есть место и для добровольцев, для участия в самых разных программах помощи, необходимо проводить агитацию, отказаться от применения открытого огня в лесу, ограничить себя в выходе на природу с шашлыками. Точно нужно менять привычки с сигаретами и окурками, поскольку многие курящие люди не воспринимают брошенную сигарету, как реальный источник пожара.
Необходимо своевременно звонить по телефону 112, если увидите возгорание, и не надеется, что это сделает кто-то другой. Есть отдельный телефон лесной охраны, также бесплатный и доступный.
Многие жители становятся добровольцами. В Свердловской области сформировалось несколько групп добровольных пожарных. Это помощь тоже не будет лишней. Будем надеяться, что все вместе: эксперты, лесная охрана, пожарные и обычные городские пожарный, — мы сможем с минимальными потерями довести этот сезон до зимы.