В России стали реже лишать родительских прав: как быть с неблагополучными семьями
Где детям лучше – в неблагополучной, но родной семье или в казенном учреждении? Или у приемных родителей, которых, как известно, на всех оставшихся без попечения детей не хватает? Эта вечная проблема остается нерешенной, однако в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка заявили, что количество родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, ежегодно снижается. Хорошо это или плохо, и о чем свидетельствует?
фото: freepik
«За последние пять лет снижение – примерно на 7%. Меняется и соотношение между лишенными и ограниченными в правах в сторону увеличения доли вторых», — сообщила заместитель детского омбудсмена Гульнара Бенидзе.
Российские суды тоже стараются встать на сторону неблагополучных семей. По данным службы, число отказов суда в требованиях о лишении родительских прав стабильно держится на уровне 15% в год.
Так лишать или не лишать? Этот вопрос в аппарате детского омбудсмена решается пользу родителей, пусть неблагополучных. У мам и пап должен быть шанс исправиться, считают в ведомстве. Такого же мнения придерживаются и народные избранники. В Госдуме не первый год обсуждают законопроект о введении презумпции добросовестности родителей.
Конечно, родная мама лучше детского дома. Но ее получится ли так, что ради хороших показателей социальные службы будут оставлять детей в семьях, где над ними издеваются, для галочки? Чтобы не портить статистику, закроют глаза на факты опасности для жизни и здоровья ребенка?
Об этом «МК» поговорил с общественным деятелем, много лет занимающимся проблемами сирот Александром Гезаловым.
— Хорошая статистика не означает, что родителей-алкоголиков и наркоманов стало меньше. В 2008-м году был принят закон</span «Об опеке и попечительстве», по которому органы опеки стали работать на снижение уровня социального сиротства за счет так называемой передержки детей. На практике это выглядит так: родители подписывают договор о сопровождении и отправляют ребенка на полгода в приют или детский дом. Подразумевается, что в это время они должны одуматься, закодироваться, перестать употреблять вещества и вернуться к нормальному образу жизни. Но этого, как правило, не происходит. Через полгода ребенок возвращается в родную семью и в те же условия. Таким образом образуется скрытое социальное сиротство, проблема не решается. На мой взгляд, нужно больше внимания уделять родителям в эти полгода. сейчас они, как правило, предоставлены сами себе.
— Неблагополучных родителей надо перевоспитать, а не лишать родительских прав?
— Я сам воспитывался в детском доме. могу сказать, что в СССР была создана мощная система приютов, школ-интернатов, ЦВИНПов — центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, спецшкол, детских колоний. Это привело к тому, что советская система защиты детства была достаточно проста — не хочешь быть родителем, отдай ребёнка на прокорм государству. И все. Это, конечно, неправильно. Родителям надо давать шанс. Для ребенка лучше родная семья. Лишать родительских прав и направлять ребенка в детский дом надо в самых крайних случаях.
— В Госдуме обсуждаются поправки в Семейный Кодекс, вводящие презумпцию добросовестности родителей. Аппарат детского омбудсмена – тоже на стороне неблагополучных родителей. Не получится ли так, что у социальных служб не останется рычагов, чтобы оградить ребенка от опасности?
— При должном внимании органов опеки и социальных служб угрозы для жизни и здоровья по-прежнему будут выявлены, несмотря на все подобные инициативы.
— Вы говорите о детских домах. Но ребенка из неблагополучной семьи могут взять на воспитание приемные родители.
— Таких желающих не так много. Их намного меньше, чем воспитанников детских домов. Кроме того, я работаю с детьми-сиротами и могу точно сказать, ребенок из самой замечательной приемной семьи все равно мечтает увидеть свою маму. Как только у него появляется такая возможность, он старается найти родного человека.