Украинским «анам» нашли замену, но реализовать проект быстро не удастся
Министр обороны Сергей Шойгу во время посещения Ульяновского авиазавода сообщил, что авиастроители нашли решение проблемы обновления парка легких военно-транспортных самолетов. Сегодня его основу составляют Ан-26 и Ан-74 разработки украинского КБ имени Антонова. Это старые самолеты, срок службы которых истекает. И вот теперь стало известно, чем их хотят заменить. Это проект турбореактивного самолета Ил-212.
Для понимания остроты проблемы обновления парка военно-транспортной авиации в сегменте легких транспортников стоит вспомнить, когда были созданы Ан-26 и Ан-72. Так, оснащённый двумя турбовинтовыми двигателями Ан-26 совершил первый полет 54 года назад, в 1969 году. Выпуск прекращен в СССР в 1986 году. Произведено более тысячи самолетов.
Реактивный самолет Ан-72, который у авиаторов получил неофициальное наименование «Чебурашка» за высокорасположенные двигатели, немного посвежее. Первый полёт совершил в 1977 году. Выпуск прекратился 30 лет назад, в 1993 году. В любом случае эксплуатировать самолеты в возрасте 30-40 лет становится небезопасно.
К сожалению, бардак в нашем авиастроении, начавшийся в 90-е, не позволил вовремя создать современные легкие транспортники. Вначале, до 2014 года, рассматривался вариант с украинским турбовинтовым самолетом Ан-140. Его даже начали строить в кооперации с украинцами на Самарском авиазаводе. В силу политических причин проект сошел на нет.
После этого был реанимирован замороженный в «нулевые» проект турбовинтового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Но самолету не повезло с движками. Его грузоподъемность оказалась ниже проектной. Ну, а затем вообще произошла трагедия – единственный опытный Ил-112В разбился в Подмосковье. Проект был признан неудачным.
Тупик. Имеем стареющий парк легких «анов» и не имеем замены. И вот источники в авиастроительной отрасли сообщили: решено использовать наработки по Ил-112В, но заменить на нем турбовинтовые двигатели ТВ7-117С на реактивные ПД-8. Проект получил условное название Ил-212.
Авиаэксперты сразу назвали самое уязвимое место в проекте. Это «ремоторизация». Более тяжелые и более мощные реактивные двигатели потребуют принципиальных изменений в конструкции планера. От идеи до воплощения, как ни старайся, потребуется не менее 3-5 лет. Плюс время на развертывание серийного производства.
Проект прокомментировал Алексей Рогозин, некоторое время руководивший фирмой «Ильюшин». По его словам, надо было нормально доводить Ил-112В, сразу после первого полёта 5 лет назад. В этом случае недостатки сырой машины можно было бы устранить.
По мнению Алексея Рогозина, Ил-112В – это первый транспортный самолёт, созданный в России с нуля. Для него были созданы тысячи новых технологий, сотни импортозамещенных приборов и агрегатов.
«Этот задел, — отметил Алексей Рогозин, — конечно, будет использован в новом самолёте Ил-212, что должно ускорить разработку (но не сделает её настолько быстрой, как многим хочется)».
Он не исключил, что к проекту Ил-112В через несколько лет ещё вернутся, после того, как доведут до ума двигатель ТВ7-117. «Оба самолёта нужны. Желаю бывшим коллегам успехов», — отметил Алексей Рогозин.