В Бундестаге потребовали отремонтировать «Северные потоки»: это займет до года
Депутаты правой партии бундестага «Альтернатива для Германии» (АдГ) призывали немецкое правительство немедленно начать изучать возможность восстановления и запуска подорванных газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». По мнению парламентариев, прошлогодняя атака этих сырьевых маршрутов нанесла значительный промышленный ущерб и даже привела к деиндустриализации экономики страны. Насколько реально сегодня восстановить поврежденные участки газовых магистралей, «МК» узнал у российских экспертов.
фото: Global Look Press
Проходящие через акваторию Балтийского моря газопроводы из Россию в Европу были взорваны в сентябре прошлого года. К тому моменту «Северный поток-1» уже успел проработать более десяти лет, а «Северный поток-2» был полностью достроен и готов к эксплуатации.
Западные государства, в том числе потенциальные покупатели «голубого топлива», начали расследования взрывов на национальном уровне, но не делились результатами хода следствия или подробностями о найденных уликах.
До последнего времени многие официальные лица европейских стран откровенно говорили, что эти газовые проекты окончательно «похоронены». Поэтому заявление депутатов АдГ фактически прозвучало как гром среди ясного неба, так как стало чуть ли не первой попыткой политиков Старого Света заступиться за российские трубопроводы. Как полагает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, России пока рано радоваться поддержке «Северных потоков», однако положительный импульс к реанимации газовых маршрутов все-таки уже задан.
– Газопроводы уже больше года лежат в нерабочем состоянии на дне Балтийского моря. Насколько возможно их восстановление?
– После совершения подрывов на оба газопровода были поставлены заглушки для недопущения поступления морской воды в трубопроводную систему, а сама консервация была завершена весной этого года. Тем не менее есть основания полагать, что морская вода уже заполнила значительную часть всех трех взорванных ниток. По всей видимости, для начала необходимо понять, как теперь ее откачивать и насколько соленая вода повредила внутреннюю поверхность труб. После этого придется определить количество труб, которые необходимо заменить.
– То есть реанимация проектов после проведения технического анализа состояния трубопроводов вполне осуществима?
– С одной стороны, представители России не рассматривают меры по демонтажу «Северных потоков», видимо, считая такой вариант элементарно экономически нерентабельным. вместе с тем, коль скоро газопроводы уже построены, то не существует оснований для отказа от проведения ремонтных работ. Тем более, что немецкие парламентарии уже открыто дают своим чиновникам, а также Москве сигналы о необходимости ускорения такого процесса.
Избиратели проявляют все больше симпатии к АдГ, которая недавно впервые стала второй по популярности партией в стране. Это и не удивительно, поскольку восстановление «Северных потоков», равно как и увеличение закупок российского газа, отвечает интересам немецкого населения.
– В какую стоимость обойдется ремонт и какое время займут такие работы?
– опять же, сначала придется оценить масштаб причиненного ущерба. Стоимость укладки двух ниток первого газопровода, запущенных в эксплуатацию в конце 2011-го — начале 2012 года, составила 7,4 млрд евро. Инвестиции в создание второй трубы находились на уровне 9,5 млрд.евро. Можно не сомневаться, что восстановительные работы также потребуют вложений в несколько миллиардов. Что касается сроков, то такой ремонт может занять минимально до трех месяцев, максимально — до одного года.
– Какие юридические и другие условия необходимы для проведения ремонта?
– вероятно, придется перезаключить уже существующие соглашения об эксплуатации и объемах поставок, а также получать новые разрешения на транспортировку «голубого топлива» у стран, через и по исключительные экономические зоны которых проложены трубы. Не стоит забывать, что еще до совершения терактов ряд государств, в частности, Дания, крайне неохотно выдавали лицензии и сертификаты на осуществление подводной транспортной деятель. Вряд ли окажется удивительным, что после теоретического начала ремонта трубопроводов европейцы, особенно из Скандинавии, снова решат ставить палки в колеса и пытаться затормозить восстановление морской газопроводной системы.
– А что в «Газпроме» думают относительно будущего «Северных потоков»?
– Перед тем как начать обсуждать головоломки по реконструкции поврежденных участков, стоит решить, как поступить со второй ниткой «Северного потока-2», которую не затронули взрывы. Она, судя по всему, не требует какой-то существенной реконструкции и может обойтись только диагностикой или профилактикой.
Впрочем, обе балтийские трубы и проблема их полноценного восстановления – это журавль в небе, поймать которого, даже несмотря на поддержку немецких парламентариев, окажется достаточно сложно. лучше пока не питать ненужных иллюзий и озадачиваться более реальными проектами — таким как увеличение производства и поставок сжиженного газа, а также изготовление аммиака. Это сырье на мировом рынке также востребовано и обязательно найдет своих покупателей.