Власть попыталась договориться с оппозицией: опыт Венесуэлы
У Венесуэлы появился свет в конце тоннеля. Основанием для подобного утверждения служит конструктивный диалог между властью и оппозицией, стартовавший на днях в Барбадосе. Конкретным шагом на этом пути стало решение правительства освободить группу политических заключенных в ответ на смягчение ряда экономических санкций, наложенных США в надежде на подлинную демократизацию. 22 октября состоялись праймериз оппозиции для выдвижения единого кандидата для выборов президента, намечающихся в 2024 году. Победу одержала радикал Мариа Карина Мачадо. Верхи болезненно отреагировали на итоги, утверждая, что в них участвовало мало народу. На самом деле победитель завоевала свыше 1,9 миллиона голосов. Зарубежные средства массовой информации с восторгом комментировали результаты.
фото: Global Look Press
Конфликт между властью и оппозицией возник в 2013 году после досрочных президентских баталий, обусловленных кончиной главы государства Уго Чавеса, ушедшего в мир иной после тяжелой болезни. Николас Мадуро, названный преемником, с микроскопическим преимуществом одолел конкурента Энрике Каприлеса Родонски. Когда оппоненты предложили пересчитать голоса, победитель сначала согласился, потом передумал. Это вызвало мощную волну негодования, не затухающую по настоящее время.
Прежде переговоры проходили в Доминиканской Республике при посредничестве президента страны Данило Медины и экс-премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. К ним подключился Пабло Паролин, специальный посланник папы римского, приезжавший в Каракас и уехавший разочарованным. Затем к понтифику обратились с просьбой о посредничестве обе стороны. Он отказал президенту, заявив, что его посланцы имитировали переговоры для оттяжки времени. Были и встречи на Барбадосе. Все они оканчивались безрезультатно.
Позднее диалог продолжился в Мексике под патронатом министра иностранных дел страны Марсело Эбрарда. общение стартовало 13 августа минувшего года. Подписали меморандум о взаимопонимании, договорились создать механизм консультаций и продолжить встречи. Обсуждение длилось долго, постоянно срывалось, возобновлялось вновь.
Очередную попытку разрядить конфликт предпринял ближайший сосед — Колумбия. Некогда страны входили в состав единого государства. Позднее их дороги разошлись. Но тяга к сближению сохранилась. Ведь одна из них названа в честь открывателя Америки Христофора Колумба, а другая наречена в память освободителя — Симона Боливара.
Поэтому никого не удивил созыв представительной встречи в Боготе. Она прошла 25 апреля. В ней участвовали свыше 20 министров иностранных дел всех континентов: Латинской Америки, Азии, Африки и Европы, включая комиссара по внешним делам и безопасности Жозепа Борреля. Цель мероприятия — содействовать разрешению кризиса в Венесуэле.
Эти же вопросы рассматривались 20 апреля во время общения президента Колумбии Густава Петро с Джо Байденом. Собеседник четко сформулировал основные проблемы: положить конец санкциям, наложенным на Боливарианскую Республику, и провести там свободные выборы. Американская сторона заявила, что для прекращения санкций (по официальным данным, их размеры составили 232 млрд долларов) необходимо, чтобы были предприняты шаги по борьбе с коррупцией, прекратились репрессии, соблюдались права человека. Представительство США ограничилось присутствием группы высокопоставленных советников во главе с Хуаном Гонсалесом.
Справедливости ради отметим, что по объективным причинам санкции постепенно смягчаются, поскольку нефть пользуется огромным спросом на рынке. Выгоды от этого перепадают узкому слою правящего класса, включая верхушку привилегированных, прекрасно оснащенных вооруженных сил. Элита обеспечена всем необходимым, она контролирует раздачу продовольственных товаров и продуктов питания, их дети прекрасно устроены, учатся за рубежом. В то же время во внутренних делах позитивных изменений не наблюдается. В Венесуэле сложилась специфическая социальная структура. 3 миллиона жителей занято на производстве и платит Налоги. А 21 миллион перебивается за счет переводов, посылаемых 7,5 миллиона эмигрантов, обосновавшихся за границей в поисках средств к существованию. Они не намерены возвращаться до кардинального изменения обстановки на родине. Остальное население довольствуется продовольственными заказами, проводя время в длинных очередях.
Посланцы оппозиции, объединившиеся в Унитарную демократическую платформу, прибыли в Боготу загодя. Основное их требование — проведение прозрачных выборов с участием всех сторон в присутствии беспристрастных международных наблюдателей. Однако возникли принципиальные разногласия по ключевому вопросу. Правящая команда считала, что прежде следует прекратить санкции, а затем проводить голосование, соперники полагали обратное. Нашла коса на камень.
Переговоры тормозились властью по совокупности причин и поводов: то задержание венесуэльского самолета в Аргентине, то санкции Соединенных Штатов в отношении нефтяной кампании. Успешное развитие взаимопонимания зависело от воли президента Венесуэлы, в психологии которого доминируют авторитарные замашки. Он предпочитает любой ценой удержать <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ, даже посредством насилия. Мадуро не принял участия во встрече в Боготе, ограничившись пожеланиями успеха мероприятию, и заявил, что приступит к переговорам с оппозицией лишь после снятия санкций.
Подводя итоги конференции, Густав Петро сделал основополагающий вывод: для успешного решения венесуэльских проблем следует добиться проведения свободных президентских выборов 2024 года и прекращения американских санкций. Эти проблемы надлежит решать в комплексе. Образно говоря, двигаться по двум рельсам.
Гостеприимный инициатор встречи был удовлетворен, ибо вопреки трудностям сделан важнейший шаг на пути консолидации демократии на континенте. Он готов продолжить работу в этом направлении.
Сдвиги на внутриполитической арене происходят благодаря совокупности двух факторов. Во-первых — это непрекращающееся давление мирового сообщества, много лет упорно ратовавшего за общение между конфликтующими сторонами. Во-вторых, определенные достижения на международной арене в последние годы, поездки по ряду европейских стран, визит в Китай убедили власти в необходимости приоткрыть клапаны конструктивного диалога с оппозицией.
Теперь появилась реальная возможность для проведения в первой половине 2024 года транспарентных президентских выборов с участием всех заинтересованных игроков в присутствии авторитетных иностранных наблюдателей.