Прокуроры начали бороться с недоливом молока в упаковках
Россияне уже дано не удивляются, если в литровой бутылке молока оказывается 800 граммов, а в пакете с рисом вместо полкило — всего 450 граммов. Теперь никаких упаковок по 0,9 литра или пакетов с 0,48 килограмма гречки на прилавках не будет. Не кто-нибудь, а Генпрокуратура запретила производителям фасовать товары первой необходимости в тару странных размеров.
фото: Алексей Меринов
Манипуляции продавцов по уменьшению веса продукта без изменения стоимости (а иногда и с подорожанием) вводят простых людей в заблуждение. Теперь в ГОСТ, касающийся требований к количеству фасованных товаров, внесены коррективы. Сливочное и подсолнечное масло, вермишель, сахар, мука, рис, черный чай и пр. повседневная еда будут фасоваться в привычных для россиян объемах.
В последние годы мы не просто покупали товар в магазине. Снимая его с торговой полки, придирчиво изучали информацию на этикетке: что на ней написано? Потому что бутылка молока, купленная вчера, может не соответствовать той, которую покупаем сегодня.
Чтобы не огорчать покупателей ростом цен на продукты, производители или продавцы их стараются не повышать. Но зато по-тихому уменьшают вес (массу) продаваемого по той же цене товара. Такой маркетинговый прием — вовсе не отечественная придумка. Для подобного недовеса есть даже специальный иностранный термин — шринкфляция, он означает сокращение и уменьшение. Молоко и соки продаются в бутылках по 0,8–0,9 литра, крупы в пакетах по 0,8 килограмма, макароны — 0,4 кг… А стандартная пачка сливочного масла, которая раньше весила строго 250 граммов, за последние 15 лет «похудела» до 180 граммов. После значительного подорожания яиц пару лет назад в стандартные упаковки часто кладут не традиционный десяток, а 8 или 9 штук… Цены все растут и растут, а упаковки мельчают и мельчают.
В Госдуме не так давно родилась новая инициатива: сохранив старый порядок с шринкфляцией, писать на этикетке две цены: указывать стоимость товара в привычных нам объемах (литр и килограмм) и стоимость упаковки. Чтобы не было никакого обмана покупателей. Формально правильно, а по существу издевательство. Мы должны еще дольше стоять у торговой полки и читать информацию мелким шрифтом. Все гениальное — просто. Вернуться, так сказать, к корням, к традиционным мерам весов и объемов. Но как быстро может это произойти?
Председатель правления ассоциации экспертов рыночного ретейла Андрей Карпов сообщил, что этот вопрос пока остается открытым, поскольку сам ГОСТ не является обязательным к применению. Производители чаще пользуются ТУ — техническими условиями. «Что касается упаковки и фасовки, то торговые сети, как правило, не имеют к ней отношения, — сообщил он. — За нее несут ответственность производители. Если товар заказывали торговые сети, тогда да, нужно смотреть, кто является владельцем продукта».
Более того, как утверждает координатор общественного движения «За честные продукты» Александр Бражко, — период безграничного доверия со стороны властей к производителям, переработчикам и к розничной сети завершается. «Их уверенность, что вот только эти крупные структуры могут обеспечить минимальную торговую наценку на социальный набор продуктов, не подкрепляется практикой. К сожалению, ни Федеральная антимонопольная служба, ни Роспотребнадзор своевременно не пресекли манипуляции в сфере использования нестандартной упаковки».
Справедливость, как говорится, восторжествовала. Тот факт, что главный надзорный орган страны начал заниматься защитой прав потребителей, говорит о том, что он доведет дело до завершения и нас перестанут обманывать в магазине. Но еще он свидетельствует о том, что Генеральная прокуратура просто подменила собой другие структуры, тот же самый Роспотребнадзор.
«На вопрос, какие упаковки и фасовки останутся на рынке, Александр Бражко отвечает не сложно и доступно: будут востребованы традиционные для россиян объемы — для разных продуктов и напитков это 250 граммов, пол-литра, литр, полкилограмма и килограмм.