Кандидатство Грузии в члены в ЕС уберегло ее от нового штурма парламента
Сегодня вечером в Грузии объявлен всенародный праздник. В Тбилиси на площади Свободы по призыву властей соберутся люди, чтобы отметить предоставление Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС. После объявления об этом решении Евросовета тбилисская телевышка и Мост мира окрасились в цвета флага ЕС. Грузинские власти и оппозиция оспаривают друг у друга «лавры» этой, по определению премьера Ираклия Гарибашвили, «исторической победы».
фото: AP
Решение предоставить Грузии статус кандидата на вступление в ЕС было принято вчера на саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе, о чем сообщил глава Евросовета Шарль Мишель. Он также проинформировал, что Брюссель начинает официальные переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Молдавией.
Украина и Молдавия стали кандидатами на вступление в ЕС еще в июне 2022 года. Однако Грузия тогда этот статус не получила, что стало поводом для критики правящей партии «Грузинская мечта» со стороны оппозиции. В ноябре представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил, что Евросоюз может принять в свой состав Грузию и Молдавию без отколовшихся регионов — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
О значении для Грузии получения статуса кандидата на членство в ЕС «МК» рассказал известный грузинский политолог, бывший глава Госканцелярии этой страны Петре Мамрадзе.
— главное <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" этого события на данном этапе заключается в том, что националисты Саакашвили и примкнувшие к ним силы планировали в том случае, если статус опять не дадут, устроить мощную демонстрацию с выводом всех, кого только можно, на улицу с антиправительственными лозунгами, обвинив в неудаче правящую партию. Они опять попытались бы атаковать парламент.
У них это уже идея-фикс: что надо непременно ворваться в парламент, а дальше все будет хорошо. Этот план лопнул, как мыльный пузырь. Грузия от этого теперь избавлена. Я не утверждаю, что у них получилось бы организовать действительно массовый протест. Но несколько тысяч человек они бы вывели.
Сам по себе статус кандидата ничего, по сути, не дает. Турция живет с этим статусом уже 24 года. А в нашем случае еще даже обсуждение не начнется о том, чтобы реально принять Грузию в ЕС. Причем до 2030 года разговора о расширении ЕС вообще не будет.
— Насколько реально и в какие сроки могут начаться переговоры с Грузией о вступлении в ЕС?
— С Грузией об этом в обозримом будущем говорить вообще не будут. Во-первых, нарушена ее территориальная целостность, проблема Абхазии и Южной Осетии. ЕС признает Грузию в границах 1991 года. Во-вторых, даже делимитация границ Грузии проведена только с Турцией. С Арменией и Азербайджаном это до сих пор не сделано по многим причинам. Поэтому даже разговора нет, это чисто символическое решение.
— Серьезны ли разговоры о том, что Грузию могут принять в ЕС без Абхазии и Южной Осетии?
— Это, на самом деле, главное препятствие. Я рад тому, что, когда из Киева раздались призывы «прогуляться» в Абхазию и Южную Осетию, наше правительство заявило, что даже если последний русский солдат уйдет из этих регионов, никто не войдет туда с оружием. Только если само население захочет жить в одном государстве с Грузией, можно будет рассмотреть этот вопрос. Это был холодный душ для горячих голов в Киеве и кое-кого на Западе.
Нас тогда очень настойчиво просили передать все наше советское вооружение Украине и обещали потом восполнить это новейшей натовской техникой. Это была гнусная провокация, но наше правительство на нее не поддалось.
2-3 недели назад, кстати, дядя Саакашвили Темур Аласания, выступая в США перед грузинской диаспорой, заявил, что отказ грузинского руководства от военной силы при восстановлении территориальной целостности является грубейшей ошибкой, потому что «история не знает случаев, чтобы что-то, отнятое силой, возвращали мирным путем».
— Как население Грузии реагирует на решение о предоставлении статуса?
— Я сейчас ехал в переполненном общественном транспорте и слышал мнения людей. Отношение в целом скептическое. Какой-то спонтанной радости на улицах я не заметил. Все эти годы стали «операцией по принуждению к реальности» нашего населения.
Во время развала СССР все ждали, что станут «как Голландия», было такое выражение: «фирменная страна». сейчас многие работают в Европе и знают, как там все устроено. Той эйфории давно нет. Многие говорят: «Слава Богу, что сейчас эти мерзавцы Саакашвили на улицы не выскочат и не будут опять переворачивать машины». Я тоже почувствовал облегчение именно по этой причине. В 17 часов в центре города будет организованное веселье. Премьер сказал, что всех приглашают. А общенародного спонтанного нет вовсе.