Штурман Войтенко рассказал жуткую историю сухогруза, подорвавшегося на мине в Черном море: «Подбросило корму»
В Черном море на мине подорвался балкер под флагом Панамы, который шел к одному из дунайских портов под погрузку зерном. Об этом сообщила пресс-служба сил обороны юга Украины (южное оперативное командование ВСУ). О том, кому принадлежало судно, рассказал «МК» главный редактор портала «Морской бюллетень», штурман Михаил Войтенко. А чья это могла быть мина, поведал капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
фото: dpsu.gov.ua
— Это был не балкер, как сообщается, а сухогруз, предназначенный для перевозки генеральных грузов, — говорит Михаил Войтенко. — У него греческий оператор, но это ни о чем не говорит. Экипаж был, как говорится, «с бору по сосенке»: украинцы, египтяне, турки. Сухогруз шел в Измаил под погрузку зерном. Откуда — неизвестно. Но сухогруз прошел Стамбул и двигался к морскому порту, который расположен на левом берегу Дуная.
И на подходе, как говорит эксперт, судно налетело на мину.
— Взрыв был такой силы, что у сухогруза подбросило корму. Судно потеряло ход и управление, все системы там вырубились. На верхней палубе возник пожар. Сильно пострадал один из членов экипаж — повар. Его, видимо, отбросило взрывной волной. Он разбил голову. Его госпитализировали. говорят, что судно уцелело, благодаря капитану. Он был на мостике, быстро среагировал, направил судно на сооружение типа волнолома.
Сухогруз оказался на мели, что позволило избежать его затопления. сейчас к судну направляются буксиры. По всей видимости, сухогруз попытаются снять с мели и дотащить его до порта.
Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин, в свою очередь считает, что это была одна из 420 морских якорных мин, которые с 25 февраля по 4 марта 2022-го были установлены остатками минно-тральных сил ВМС Украины на подходах к Одессе, Черноморску, Очакову и порту Южный.
— Украина тогда испугалась, что мы можем высадить на берег десант, — говорит Василий Дандыкин. — И выкатила, установила сотни мин. В прибрежной части Черного моря — 370 мин устаревшей конструкции типа ЯМ-1, в Азовском море — 50. Они потом в шторма сорвались с минрепов (с тросов, с помощью которого мина крепится к донному якорю. — Авт.). Там все прогнило из-за длительного хранения. На территории Украины, когда делили Черноморский флот, остались склады с боеприпасами. А Черноморский флот был большой — сто тысяч человек. Потом они вспомнили про эти морские мины с истекшим сроком хранения. Установили их, а они, сорвавшись, ушли в свободный дрейф.
Эти мины, плавающие по волнам, как говорит эксперт, называют «рогатая смерть». Это, образно говоря, большой черный шар, который, как ежик, утыкан «рогами». Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв.
— Там довольно прилично взрывчатки. Такая мина может или вывести из строя судно, или его потопить.
Москва не раз предупреждала о рисках для судоходства в Черном море из-за украинских мин. В отличие от современных морских мин, у ЯМ-1 нет самоликвидатора или механизма самозатопления после определенного времени.
— Одну из дрейфующих украинских мин мы уничтожили этим летом. В 180 километрах северо-восточнее пролива Босфор ее обнаружил патрульный корабль «Сергей Котов», который выполнял задачи в юго-западной части Черного моря. В воздух был поднят вертолет Ка-27. Экипаж расстрелял ее из пулемета.
Еще одна из блуждающих украинских мин была обнаружена и уничтожена турецкими моряками. А потом такую же мину удалось нейтрализовать в румынских территориальных водах.
— У самой Украины в июле 2022-го при промере глубин фарватера подорвалось судно на их же собственной мине в устье Дуная. Это было малое судно «Шляхович» гидрографической службы Украины. Сами создали такую вот высокую минную опасность. Я думаю, что впереди еще будет немало сюрпризов у тех, кто пожелает пройти по этому коридору.