Данные десятков тысяч россиян занесены в национальную «библиотеку» ДНК
Ученые при поддержке нефтяной компании «Роснефть» хотят для начала заложить первые 100 тысяч образцов индивидуальных генетических данных россиян, чтобы в ближайшем будущем создать систему Больших данных по геномам. Работа проводится в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.
В Крещение, 19 января в павильоне «Роснефти» на ВДНХ состоялась презентация генетической инициативы «100 000+Я». Цель инициативы – прочтение геномов 100 тысяч россиян для развития диагностики генетически обусловленных и социально значимых заболеваний, а также разработки новых подходов к их <span class="wp-tooltip" title="терапия — процесс и созданию соответствующих лекарств.
фото: ПАО НК Роснефть.
Зачем в России своя геномная библиотека
Безусловно, здесь нет чего-то сверхнового. Геном человека на 99,9 процента был полностью расшифрован еще в начале 2000-х годов. В геномных библиотеках крупнейших научных центров за рубежом собраны миллионы образцов ДНК самых различных людей. Но, по словам директора Департамента научно-технического развития и инноваций НК «Роснефть» Александра Пашали, цель нового российского проекта отличается от тех, что за рубежом. Она в том, чтобы собрать, расшифровать и систематизировать именно геномы жителей нашей страны. Кстати, по результатам прошлого года, проект собрал уже 25 тысяч (!) генетических записей.
«Важно, чтобы мы не просто занимались импортозамещением, – говорит Пашали. – Нам важно создать национальную библиотеку данных по жителям различных регионов России. Да, по большому счету, ДНК всех людей, населяющих земной шар, схожи. Но у разных этнических групп есть особенности, которые обуславливаются медицинскими факторами. Поэтому надо иметь свою базу, делать собственные выводы, открытия, но и иметь возможность тестировать находки зарубежных ученых».
фото: ПАО НК Роснефть
По словам руководителя департамента, сбор базы Больших данных по геномам разных людей – не самоцель. «Сама по себе база никого не вылечит, а потому после сбора начнется второй этап программы, связанный с биоинформационной обработкой полученных данных.
Есть наследственные <span class="wp-tooltip" title="нарушения нормальной жизнедеятельности, которые передаются из поколения в поколение. Их нужно знать, диагностировать и вовремя проводить <span class="wp-tooltip" title="терапия — процесс. Вся необходимая информация содержится в молекуле ДНК. Кстати, кроме наследственных болезней, там же «прячется» информация о цвете глаз, волос, росте, даже каких-то чертах характера, и физических способностях.
Возглавляет проект один из ведущих мировых ученых в области молекулярной биологии, доктор биологических наук, профессор Константин Северинов.
Как нефтяники ДНК измеряли
У специалистов проекта уже есть полноценная база для работы. Это Центр геномных исследований на базе технологического кампуса. В качестве площадки для размещения Центра выбраны помещения Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова ран.
Общая площадь Центра – более 1000 квадратных метров. Инфраструктура включает в себя лабораторные помещения, центр обработки и хранения данных, современные инженерные системы, лекционный зал, офисное пространство и комфортную зону отдыха для сотрудников.
Вся информация Центра хранится на находящихся в России серверах. Результаты анализа образцов крови пациентов с конкретными заболеваниями позволят в будущем определить генетические маркеры, влияющие на здоровье новорожденных, детей, взрослых и пожилых людей, а также выработать критерии объективной оценки биологического возраста.
− Как вы думаете, какова длина молекулы ДНК? – задает Александр Пашали вопрос собравшимся журналистам. Оказывается, никто толком не знает…
фото: ПАО НК Роснефть
– Если размотать всю цепочку, то получится нить длиною в 2 метра, – отвечает он. – А если все молекулы ДНК, которые находятся в человеке, выстроить один за другим, то получится конструкция в несколько раз более длинная, чем расстояние от Земли до Солнца!
Генетик без юриста — никуда
От маленького научно-популярного отступления переходим к более прозаическому. Оказывается, участие нефтяников в программе связано не только с научными исследованиями.
В задачу нефтяной компании входит очень много всего, начиная с подготовки кадров. «Мы должны подтолкнуть науку, популяризировать ее в обществе, чтобы мотивировать детей и подростков идти в это сферу», – говорит Александр Андреевич. – например, пять лет назад на биофаке МГУ имени Ломоносова была открыта магистерская программа «Геномика и здоровье человека». Туда принимают бакалавров не только с биологическим образованием, – в генетике нужны представители широкого спектра специальностей».
По словам спикера, организаторы программы вникают сейчас во все: и в создание новых образцов отечественных секвенаторов, и в Производство реагентов.
Сами не ожидали, но поняли, что придется заняться в связи с исследованием ДНК россиян даже нормотворчеством. А вы как думали?! Все действия, связанные с наукой, особенно биологической, требует разрешений, согласований.
Сдай образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>кровь – получи портрет… генетический
Кстати, понимая, что люди пока еще не слишком охотно готовы сдавать <span class="wp-tooltip" title="внутренняя среда организма (ее и нужно-то всего – 4 миллилитра), нефтяная компания начала… с себя.
По словам Пашали, компания предложила поучаствовать в генетической инициативе «100 000+Я» в качестве добровольцев всем своим 300 тысячам работникам и их родственникам, которые представляют почти все регионы нашей большой страны.
«Нам понравились первые результаты, — говорит руководитель департамента, – люди с энтузиазмом отнеслись к начинанию, потому что понимают, какой вклад в науку это может дать. Сформировалась позиция — чтобы 70% геномов получить за счет работников компании, а остальные 30% – за счет партнеров-медиков, а точнее их пациентов, которым требуется срочное секвенирование для сохранения жизни.
Мы в срочном порядке расшифровываем для них геномы, удавалось даже найти генетические предпосылки болезни за несколько дней. К сожалению, не всегда получалось спасти или улучшить состояние пациентов, но, уверены, что медикам информация пригодится в будущем. Кстати, за первый год работы в нашем багаже оказалось 11 находок генов, которые считаются уникальными. Все они связаны с состоянием здоровья пациентов».
Расшифровка генома по страховке
Инициаторы сбора генетических данных уверены, что в будущем, благодаря их работе геномное секвенирование, которое пока стоит от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, станет для россиян бесплатным, окупаемым медицинской страховкой. И в еще более далекой перспективе намечено создание генно-терапевтических методов, препаратов для более адресного оказания помощи больным.
О том, как на практике работают генетики в Центре, рассказала представительница Центра полногенетического секвенирования Алина Дёмкина.
«Мы получаем образцы крови со всех уголков страны. люди, как уже упоминалось, сдают по 4 миллилитра венозной крови, ее помещают в специальные пробирки с веществом, препятствующим сворачиванию, и отправляют в Москву, – говорит Демкина. – Этот биологический материал должен успеть дойти до нас за 4 дня с момента забора, позже мы уже не принимаем. Прибывшую <span class="wp-tooltip" title="внутренняя среда организма мы регистрируем в системе, присваивая номер со штрих-кодом. Также собираем всю необходимую документацию, ведь наши волонтеры подписывают документы о согласии на обработку их данных».
Кстати, по словам Алины Демкиной, после завершения исследований, которые проходят на одном из 20 самых мощных суперкомпьютеров (у него 2500 (!) процессорных ядер), в России, волонтеров проекта ждет приятный бонус. Им, примерно через месяц после сдачи крови, оформляют «генетический портрет». Не путайте с генетическим паспортом. «Портрет» не содержит медицинской информации, – только данные о типе физического развития человека, рекомендациями особо полезных только для него продуктов питания, витаминов. На сегодняшний день свои генетические портреты уже получили около 14 тысяч человек.
Центр заботится о защите данных участников программы, поэтому результаты анализов и исследований анонимизированы. Персональные данные, которые позволят связать геном с конкретным человеком, недоступны для случайных пользователей. Система хранения геномных данных содержит объем 60 петабайт, что в физическом объеме сопоставимо с библиотечным фондом в 64,5 млрд книг.