Россияне рассказали о семейном образовании: осилит не каждый - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Общество » Россияне рассказали о семейном образовании: осилит не каждый

Россияне рассказали о семейном образовании: осилит не каждый

«Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование». Российские родители, по разным причинам выбравшие для своих детей учёбу вне школы, могли бы подписаться под этой фразой Марка Твена. Почему семьи берут на себя колоссальную ответственность за освоение ребёнком школьной программы, и как мамы и папы справляются с семейным образованием?

фото: Наталия Губернаторова

Существуют разные законные способы не проводить ребёнку день в школьных стенах.

например, при домашнем обучении к детям, чьи проблемы со здоровьем не позволяют посещать школу, учителя приходят заниматься на дом.

другой вид учёбы освоила в пандемию каждая семья со школьником – те самые дистанционные уроки, когда педагог преподаёт с экрана монитора.

Также в ходу семейное образование, утверждённое статьёй 17 Закона «Об образовании в РФ». Родители забирают личное дело ученика из образовательного учреждения, после чего к школе никаких претензий по качеству обучения уже высказать не смогут. Кстати, исследование, проведённое среди родителей, детей и независимых экспертов МГПУ показало, что если во время коронавируса семья положительно оценивала опыт учиться удалённо, то и к идее семейного образования преимущественно относится хорошо.

Означает ли учёба в семье превращение родителя в универсального учителя по всем предметам? Не всегда.

35-летняя москвичка Дарья растит пятерых дочек. Старшей Ульяне – 13 лет, Таисии – 10, Альбине 6, у неё синдром Дауна. Четвёртым ребёнком в семье стала Дунечка, скоро она отпразднует 5-летие. И полгода назад на свет появилась Алеся.

– Когда настала пора Ульяне идти в первый класс, я сходила на день открытых дверей в школу, поговорила с учителем, с директором, и мы туда… не пошли, – вспоминает мама нынешней 7-классницы. – никто из моих детей не был в детском саду. Мы привыкли не расставаться, быть всегда в обнимку. Для нас подготовка к школе, которую я сама вела для Ульяны, плавно перетекла сначала в первый класс, потом во второй и т.д. Это было настолько естественно, что дочка, будучи дошкольницей, мне кажется, даже не заметила перехода в первоклассницы.

далеко вперёд, на самостоятельное преподавание дочке предметов в средних классах я семь лет назад не заглядывала, решила смотреть по ситуации, – рассказывает Даша. – Я хорошо училась в школе, многое помню, но что-то, конечно, забылось. В частности, алгебра. Я пролистываю учебники, смотрю, о чём там написано, и вспоминаю. По крайней мере, пока седьмой класс, мне это не сложно даётся. правда, одно дело вспомнить программу, другое – научить. К учебному процессу я готовилась, погружаясь в чужой опыт семейного образования, смотрела, какие бывают программы, учебники, и отбирала те, что мне откликались. информации сейчас — как товаров в супермаркете. Лично мне помогают разобраться блогеры, у которых дети на семейном образовании. Блоги дают достаточно пищи для размышления. В каждой семье свой подход. Если кто-то делится, думаешь: «О, мне это подходит». А вот в прошлом учебном году учёба у нас провисла. У меня родилась малышка, одна из младших дочек ревновала, капризничала, очень сложно было заниматься. И тогда я прикрепила Ульяну к онлайн-школе, чтобы сохранялась какая-то структура в получении знаний. Я знала, что она послушает лекции по обществознанию, географии, биологии и литературе, возьмёт оттуда основное, а то, что она не поймёт, я ей дам. На мне полностью остались математика, русский и иностранный языки.

Можно дешевле, можно дороже

– В рейтинге форматов семейного образования, по данным опроса взрослых, чьи дети так учатся, лидирует онлайн-обучение: дети занимаются онлайн в школах, на курсах, с репетиторами, — рассказывает руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева. — Почти треть родителей добавляет очные занятия с репетиторами, общение с психологом, тьютором и др. ничего из перечисленного не выбирает 12% опрошенных нами семей. Мы изучили, во сколько обходится обучение в форме семейного образования, и сравнили с государственной школой (имеется в виду платная внеурочная деятельность — авт.). Уровень финансовых вложений у выбравших учиться вне школы несколько выше. Так, до 10 тыс. рублей тратят 27,5% семей с детьми в обычной школе, 29% – на семейном образовании. До 20 тыс. рублей – 25,4% и 38% соответственно. До 30 тыс. рублей – 12,4% и 14%. До 40 тыс. рублей – 5,4% и 13%. Свыше 50 тыс. рублей выделяют 4,1% и 6%.

У Дарьи из семейного бюджета на прохождение школьной программы двумя дочерьми – 7-классницей и 4-классницей — средства на оплату существенной части занятий черпаются из материнского капитала.  

– Любые дети школьного возраста обязаны быть прикреплены к какой-либо школе, там лежит их личное дело, – объясняет Даша. – Хотя мы живём в Москве, выбрали частную школу в Санкт-Петербурге за её большой опыт сопровождения детей на семейном образовании (раз в полгода девочки сдают онлайн-экзамены, нам рекомендуют учебники, высылают обязательные к изучению темы из ФГОС). В 7-м классе учебный год стоит 18 тыс. рублей, в 4-м – 16 тыс. Примерно 30 тыс. в год тратим на онлайн-занятия по ряду предметов в онлайн-школе для старшей дочери. В начале учебного года примерно 10 тыс. расходуем на все учебники (бумажных нам питерская школа не выдает, а интерактивные не всегда удобные, поэтому бумажные пособия покупаем). Бывают дополнительные курсы, интенсивы, например по истории. В год выходит 6–7 тыс. рублей. Ульяна занималась онлайн английским в мини-группе, полгода стоит 20 тыс., но сейчас нам проблематично оплачивать иностранный язык, отказались. Таисии купили онлайн-курсы по рисованию. Если честно, трудно удерживаться от соблазна покупать курсы – в Интернете выбор огромный. Однако в ребёнка невозможно впихнуть всё.

По мнению опытной мамы, самое дорогое – брать репетиторов (возможно, в 9-м классе при подготовке к ОГЭ Ульяне возьмут онлайн-преподавателя). В остальном выручает обилие бесплатных или недорогих Интернет-ресурсов, в том числе преподносящих материал в игровой форме.

– Можно выучить ребёнка за малые деньги, но если средства всё-таки есть, то нагрузка на родителей будет меньше, – отмечает Дарья. – другой вопрос, что, если оба родителя работают, сложно заниматься семейным образованием. У одного из взрослых должна быть возможность работать из дома или не работать вообще и посвятить себя обучению детей. Но тогда периодически будь готов к нехватке денег.   

В день рождения – выходной

Учебный день дочек Дарьи строится по распорядку.  

– Для меня в занятиях главное – регулярность, – делится Даша. – В многодетной семье, где куча дел, нужно чётко знать, что в такие-то часы мы будем заниматься. Также устанавливаю минимум и максимум изучаемого на день. сейчас у нас происходит так. Утром, пока, я занимаюсь маленькими и готовлю завтрак, Ульяна идет читать учебник истории. Если готовка на кухне долгая – допустим, я пеку блинчики на всех, – мы с Таисией начинаем параллельно решать задания по математике (математика даётся сложнее других предметов, поэтому в течение дня ей уделяем времени побольше). Позавтракали – и я даю Тае примеры для самостоятельной работы, а Уля рассказывает мне материал по истории, после чего садится за компьютер слушать лекции. Мы составили с ней график на каждый день. Периодичность продумали таким образом, чтобы ничего не успевало забыться. Она слушает и выполняет домашние задания. Свои перемены регулирует сама, я не слежу за этим.

А что же малыши?  

– Маленькие очень шумные, бегают вокруг, им нужно то в туалет, то поесть, то они у них потасовка, то «посмотри, мам, как я нарисовала», – улыбается Даша. – Они же дети и не могут долго сидеть на месте. Я научила малышек играть в лёгкие настольные игры. Они листают книжки, возятся с куклами. Иногда усаживаются и рисуют, лепят. Есть стеллаж, в котором стоят коробки с разными видами пластилина, краски, фломастеры. Дуня уже научилась писать цифры и буквы, Альбина тоже пытается. вместе с Таисией усаживаются к компьютеру смотреть видео по окружающему миру и английскому.

Дальше у семьи прогулка, обед и сон. Период затишья мама отводит для занятий со старшей дочерью, у которой к тому моменту заканчиваются онлайн-лекции. И тут индивидуализация обучения снова в действии:

– В семейном образовании, если видишь, что ребёнок понял тему, ты не будешь на ней сидеть, как в школе, положенные часы, – говорит мама. – А на другой теме, наоборот, задержишься. Кто-то из детей быстрее в чём-то идет, кто-то медленнее, и ты выбираешь темп преподавания. Отметок я не ставлю. Учёба ради хорошей отметки – это неправильно. Учёба должна быть в радость. Мы пишем тесты, диктанты и сразу разбираем ошибки.

По закону, оформившим семейное образование разрешается обходиться без внешнего контроля, без экзаменов вплоть до окончания ребёнком 9-го класса (сдача ОГЭ ждёт каждого российского школьника). Если же родители желают держать в тонусе и себя, и детей, хотят понимать, не слишком ли отклонились от федерального образовательного стандарта, им предлагается промежуточная аттестация. Дашины дочери проходят через тестирование питерской школы, куда они прикреплены. Под прицелом видеокамер никто не экзаменуется – отвечай в подходящих условиях, лишь уложись в отведённые 4 часа. Списывая, кого ты обманываешь, кроме самого себя?

С каникулами тоже можно обращаться, как удобно семье. Даша не придерживается сроков традиционных каникул. Чувствует, что девочки устали или сама близка к выгоранию, – устраивает передышку даже в середине недели. Также уроки отменяются для всех в дни рождения любой из пяти сестёр. Самые долгие перерывы в учёбе случаются с Нового года по Рождество, и целиком каникулярным объявляется июнь. В остальное время, включая субботы и воскресенья, занятия не прекращаются, разве что идут в облегчённом режиме – мама нашла девочкам оптимальный баланс между отдыхом и поддержанием рабочего состояния. процесс обучения не прерывается круглый год. Может быть, поэтому Первое сентября как праздник в этой семье не прижился.

Легко не будет

– Пресловутая социализация… Распространённый Миф у критиков семейного образования, – вздыхает Даша. – Мои дети не живут под колпаком, у них есть друзья: соседские ребята, сверстники из кружков по пению и рисованию, из секций по скалолазанию и роликам, куда ходят девочки, онлайн-подружки по компьютерной игре. Ульяна и Таисия спокойно общаются с людьми, избирательно завязывают дружбу, у них с этим нет проблем. Я совершенно не ограждаю дочерей от реальной жизни, переживаний им хватает. Но то, что они учатся дома, даёт сформироваться их самооценке в здоровой среде. И ещё к вопросу о социализации. Почему-то все волнуются о том, как во взрослом возрасте человек будет взаимодействовать с обществом, но не беспокоятся, как он станет жить в семье. Близкие люди нередко не умеют договариваться между собой. У моих девочек есть личная жизнь, однако они максимально включены в семейные отношения. Надеюсь, им это пригодится, если они в будущем выйдут замуж и родят детей.

Осторожность мам и пап, которые не до конца верят, что смогут быть учителями, Дарья одобряет. Самонадеянность нежелательна. Предусмотрительнее – объективно оценить, хватит ли тебе терпения, силы воли, целеустремлённости, усидчивости.

– Легко не будет, – предостерегает она. – Я могу сказать точно: родителю, который выберет роль педагога на семейном образовании, должно нравиться учить. Не хочешь вникать в примеры, географию, биологию, не имеешь педагогической склонности – очень быстро придёт выгорание. Кроме того, у родителя должен быть непоколебимый Авторитет дома. Я очень люблю учить. И мне интересно смотреть на то, как ребёнок начинает понимать какие-то вещи, как он умнеет благодаря тебе. Расти вместе с детьми, быть с ними – невероятно сближает. У нас с дочками был разговор, не хотят ли они ходить в школу. говорят, нет – от подружек узнали о школьной жизни, она их не привлекает. Я рассматриваю идею записать в коррекционное учебное заведение дочку с термин синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов»>синдромом Дауна, но и то для выборочного посещения уроков, в основном я собираюсь учить её дома. Что греха таить, был тяжёлый период, когда я всех хотела отдать в школу, мне казалось, будто мы ничего не успеваем. Но передумала. На мой взгляд, когда ребёнок идет учиться, появляется ещё один член семьи – школа. А я всячески стараюсь избегать системы.

Источник

Столото

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *