Эксперты рассказали о скрытых опасностях взрывного роста объемов электронной коммерции в России
В 2023 году объем онлайн-продаж в России вырос почти на треть и достиг 6,4 трлн рублей, сообщили в Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). Любопытно, что в лидеры по объемам онлайн-покупок вырвались регионы Юга России, Сибири и Дальнего Востока, увеличив оборот почти вполовину и отодвинув традиционно более «продвинутые» мегаполисы — Москву и Санкт-Петербург. Последние тенденции на рынке Интернет-торговли и её риски «МК» выяснил у экспертов.
фото: Алексей Меринов
По данным АКИТ, объем онлайн-покупок за прошлый год в нашей стране вырос на 28%. Общая доля электронной коммерции в розничных продажах достигла почти 14%. Подавляющая её часть приходится на онлайн-торговлю внутри России. Трансграничные операции составили лишь 3,1% от общего объема сделок. По словам главы АКИТ Артема Соколова, драйвером развития электронной коммерции в нашей стране стали регионы, а мегаполисы и города федерального значения в этом отношении практически достигли своего предела. Так, в 2023 году объемы онлайн-рынка Юга России, Сибири и Дальнего Востока возросли более чем на 40%, в то время как в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области наблюдалось увеличение лишь около 10%. В пятерку самых популярных у россиян вещей, покупаемых через Интернет, вошли цифровая и бытовая техника, мебель и изделия для дома, одежда и обувь, продукты питания, а также косметика и товары для здоровья.
Между тем споры о том, победит ли в итоге Интернет-торговля обычные магазины, по-прежнему не утихают. Так, по словам директора департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс» Артема Тузова, переход россиян на покупки онлайн — это долгосрочный тренд, который не поменяется. После пандемии 2022 года, давшей толчок развитию электронной коммерции по всему миру, логистика так поменялась, что купить товар онлайн с доставкой практически в любую точку России выгоднее, чем приобретать эту же продукцию в региональном магазине. «Розничная торговля товарами длительного хранения будет постепенно умирать», — уверен эксперт. И это только вершина айсберга: стартапы, претендующие на долю рынка крупных сетевых магазинов за счет возможности покупки ходовых товаров с доставкой на дом от 15 до 30 минут, могут со временем серьезно поменять всю отрасль, полагает аналитик.
«С увеличением количества покупателей из числа представителей «интернет-поколения», Рынок будет только расти, при этом электронная торговля не вытеснит классическую розницу, они будут сосуществовать». — вступает в заочный спор председатель оргкомитета Международного управленческого форума Тимур Ядгаров. При этом доля электронной коммерции в общем объеме розницы в России все еще остается сравнительно низкой и имеет потенциал прироста в 2-3 раза в течение следующих пяти лет.
Есть у Интернет-торговли и теневая сторона. «Маркетплейсам свойственны все недуги, связанные с масштабированием, — предупреждает генеральный директор «ПравоРоботов» Никита Куликов. — Это и сложность с собственным персоналом: в прессе участились сообщения о периодических драках и иных эксцессах в пунктах выдачи, а их владельцы могут вести себя не в соответствии с корпоративными требованиями. опять-таки логистика и возможное повреждение товаров и, конечно же, воровство». Сюда же можно отнести и случаи мошенничества, захват данных банковских карт и другие преступления со стороны злоумышленников.
Не лишена отрасль при этом и рисков экономических нарушений. Так, по мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, низкая <span class="wp-tooltip" title="состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала рынки сбыта и источники сырья когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общ среди онлайн-магазинов в России позволяет 3-4 компаниям-лидерам повышать тарифы для продавцов при размещении товаров на их площадках, что не способствует развитию рынка доступной Интернет-торговли. правда, возможности классических сговоров для «диктата цен» в данной сфере все же ограничены самой спецификой бизнеса. «Технически маркетплейсы могут пойти на сговор, но, с другой стороны, если товар представлен еще где-то в сети и по иной цене, алгоритмы выдачи информации и формирования стоимости будут все равно учитывать, что товар есть и подешевле, — пояснил Куликов. — А если мы говорим о блоке на поиск товара в крупнейших поисковых системах, то такой симбиоз в нынешней ситуации и в имеющемся правовом поле просто невозможен, а подобные «картельные сговоры» обречены на дальнейшее уголовное преследование. А когда риск настолько велик, в нем просто нет смысла, ведь, получая свои 20-30% с товара, маркетплейсы и так могут отлично зарабатывать».