«Я из Молдавии, замужем за мусульманином, не знаю, сохранится ли наша семья»: они пока не уезжают, но боятся
<span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы, судя по всему, собирается передать Право на завоз мигрантов некой вновь созданной госкомпании. Об этом написали СМИ.
Мы выяснили, что это может быть за компания, и станет ли она монополистом на рынке?
фото: Геннадий Черкасов
Если ведомство будет обладать эксклюзивными правами на ввоз рабочей силы, то, понятное дело, что бенефициары озолотятся.
Между тем таджикские мигранты разъезжаются по домам. Пока что временно. Потому что не знают, чего ждать. больше всего боятся как раз законопослушные.
Их работодатели опасаются за себя тоже. Кому нужны дополнительные проверки и доносы?
Вместо того, чтобы нормализовать ситуацию на рынке труда, и без того страдающем от дефицита рабочих кадров, ее фактически заводят в тупик.
О чем думают противники любой трудовой миграции, лично мне не очень понятно. Выгоним таджиков — дальше-то что?
До сегодняшнего дня во всем мире было только три пути решения кадровой проблемы. Причём один из них – многолетний и системный. Улучшать жизнь собственных граждан, чтобы они хотели больше рожать.
Второй — модернизировать Производство, заменяя людей роботами. Тоже пока не про нас. Если только у китайцев на онлайн-платформах по дешёвке закупим.
А третий – как раз тот, который мы ныне по сути рубим под корень. Внешняя миграция. Она есть везде, кроме Северной Кореи и Афганистана. Но туда почему-то никто не рвётся.
Увы, государства первого мира, где рождаемость вследствие второго демографического перехода не сильно лучше нашей, давно уже поняли, что выход только во внешней миграции.
И борьба теперь идет за качество, чтоб заполучить к себе самых лучших. А у нас?
Если в сытых нефтяных «нулевых» сюда действительно приезжали близкие нам по менталитету, квалификации, общему уровню образования и советскому прошлому, украинцы или белорусы, то ныне миграционная Политика, которую шатает, как корабль в шторм, оставила только выходцев из Средней Азии. Да и от тех, судя по всему, тоже скоро никого не останется.
Интересно, конечно, почему к нам не рвутся образованные и цивилизованные кадры?
Возвращение нынешних мигрантов на историческую родину — тоже палка о двух концах. Потому что там работы нет, а людей избыток. И это неизменно, прогнозируют эксперты, радикализирует очередных соседей у нас под боком…
Не получится ли, что мы отправляем гастарбайтеров, нищих, расстроенных, обиженных, прямо в руки таким же вербовщикам, которые и организовали теракт в «Крокусе»?
В том числе тех, кто до этого хотел спокойно и мирно кормить свою семью.
Я пообщалась с выходцами из Средней Азии, проживающими в Московской области, чтобы узнать, как изменилась их жизнь. И что они собираются делать дальше.
Показательно, что все мои собеседники, как сговорившись, просили даже имена их полностью не называть.
сейчас многие сторонятся приезжих из Средней Азии, неохотно сдают им даже хостелы, а хозяева съемных квартир предупреждают о расторжении договоров или значительном повышении платы за риск (никому не хочется, если что, потом оказаться пособником террористов, просто из-за того, что сдаёшь свою недвижимость).
Вот лишь некоторые их монологи.
А., Московская область, родился в Таджикистане:
– У меня паспорт гражданина РФ, мне нечего бояться, я гражданин уже не первый десяток лет. Но из-за внешности даже мой работодатель, который знает меня как человека работящего, сказал пока сидеть дома и не выходить лишний раз на улицу. Я хорошо владею русским языком, никаких проблем не имею с полицией, но все равно страшно. сейчас занимаюсь домашними делами, появилось время навести порядок, подкрасить кухню, починить сломанные электроприборы – жду, когда станет спокойнее.
Р.Ж., Москва: – Мы сами из Таджикистана, моего сына, а у него паспорт РФ, на днях задержали на улице, он подходил к метро, собирался ехать домой, шел с работы. сразу же направили в часть. Я боюсь за него, потому что хотел, чтобы он закончил колледж и шел просто работать, но так получилось. Вся эта ситуация здорово повлияла на нашу семью. Не успел сказать ни одного слова сыну. знаю только, где он находится, собираюсь навестить. второго сына пока посадил дома, мне нужен помощник. сейчас он вынужден оставить работу, я его никуда не пускаю. Мне это самому не нравится, но если что, я тут вообще один останусь. Зачем такая жизнь?
М.Д., Московская область: – Я из Молдавии, замужем за мусульманином. Муж сразу уехал домой в Таджикистан, не стали рисковать, я боюсь, что его могут задержать ни за что. А я одна с маленьким ребёнком. Я сейчас тоже собираюсь к своей матери в Молдавию, чтобы переждать, пока все уляжется. Мы обычные люди, но все настороженно смотрят. Это обидно, мы много лет живем в России, всегда работали, купили недавно земельный участок, муж и родственники начали строительство. сейчас приходится все бросать, и не известно, как будет дальше, и сохранится ли наша семья.
С., Москва: – Сложнее стало устроиться на работу, особенно, если ты имеешь несколько подработок. Многие сразу уехали домой, в Узбекистан, в Таджикистан. Я сам из Таджикистана. Я думал, как раз на эти места можно идти работать. А работодатели меня не хотят. говорят, будем ждать, пока не придут местные. А местные – кто придет? Зарплата на стройке маленькая. больше они платить не готовы. Если денег не будет, я тоже поеду домой. Звали в такси, но расходы большие, а если откажутся ехать из-за имени моего, кому я и что докажу, если вечером надо перечислить деньги на машину или утром крайний срок? Останусь в минусе. сейчас живу на то, что осталось на кредитных картах. За них тоже скоро нечем будет платить.
Комментарий Марии Архиповой, правозащитницы:
— Что касается создания отдельной госкомпании для завоза мигрантов, то с ней возникает множество вопросов. Если у госкомпании будет Монополия, то предприятия, которым нужна рабочая сила, попадут в зависимость, и это сразу же отразится на их работе. Может привести к серьезным проблемам от простоя и потерь до самого худшего сценария – закрытия. Второй вопрос – куда девать частных лиц? Весь въезд мигрантов переключить на единственное госведомство? сколько же человек в нем должно работать? Чем тогда будет заниматься погранслужба ФСБ, в чем тогда будет их роль? Какие-то особые списки, кому разрешено въезжать, а кому запрещено? Такие ограничения, как правило, к хорошему не приводят, а ведут к серьезным проблемам и в экономике, и в сфере занятости, и в целом негативно отражаются на жизни людей. Еще один вопрос – если предприятие хочет завезти своих специалистов для своего предприятия – они должны согласовывать, ждать, терять время и т.д. Если Экономика свободная, то ограничения по рабочей силе невозможны, одно исключает другое. Пока плюсы этой инициативы не ясны. Более того, ФМС России уже была выделена в отдельное ведомство, в результате все равно вошла в МВД РФ. Не будет ли и здесь дублирования полномочий и процедур, и в итоге все превратится в бюрократический кошмар и хаос, в котором как раз и начнет процветать коррупция, а также различные серые и черные схемы подпольного завоза мигрантов.