Эксперт рассказал, когда Россия сможет вернуть свои золотовалютные резервы
Западным политикам не дает покоя российская «золотая жила», застрявшая на их территории в прежние времена: золотовалютные резервы. Еврокомиссия и большинство стран Евросоюза выдвигают идею – решение о заморозке российских активов пересматривать не раз в полгода, как сейчас, а раз в три года. США нужны гарантии, что эти резервы в один момент не будут разблокированы и не вернутся в Россию.
фото: Геннадий Черкасов
Есть еще одна идея – продолжение первой. Еврокомиссия предложила замораживать средства не на три года, а на пять лет. Но с пересмотром каждые 12 месяцев. При этом, решение, которое обжалованию не подлежит, должно приниматься не единогласно всеми странами блока (напомним, их 27), а большинством голосов.
Такой демократический порядок предлагается для того, чтобы некоторые страны (в частности, Венгрия) не смогли повлиять на окончательный результат.
Наконец, есть еще третий вариант, который, правда, считается маловероятным. Пересмотр всех санкций против Москвы раз в три года.
В ближайшее время в Брюсселе должны выбрать из всех трех зол наиболее подходящее.
Как известно, США, страны «Большой семерки» и Евросоюз разрабатывают план по предоставлению Украине кредитов за счет средств прибыли от замороженных российских активов. Вкратце ситуация такая: доходы от замороженных резервов должны поступать в Европейский фонд мира и использоваться для приобретения вооружений для Украины.
До конца нынешнего года эта сумма должна составить 50 миллиардов долларов.
Экономист, директор по коммуникациям BitRiverАндрей Лобода считает, что все три варианта, вынашиваемые в Евросоюзе, являются грубейшим нарушением международного права.
— Какие могут быть последствия, если в Евросоюзе остановятся на конкретном варианте?
— Прибыль с наших золотовалютных резервов, находящихся на Западе, станет передаваться третьим странам.
— О какой сумме идет речь?
— Полагаю, что на начало 2022 года за пределами России находилось порядка 300 миллиардов долларов США. Значительно большая их часть была в европейской юрисдикции. Однако даже с перестройкой международного правового поля эти резервы забрать у нас не получится.
Конечно, выводить наши счета с Запада было необходимо еще лет 10 назад. Тогда же следовало активно развивать рубль как инвестиционный инструмент для российской экономики, создавать сильный финансовый Рынок здесь…
— Поезд ушел, его не догонишь. Что, на ваш взгляд, нужно делать сейчас?
— Принимать более жесткие меры к странам Евросоюза. С моей точки зрения, мы достаточно терпеливо относимся в нашим западным соседям. Стратегическое сотрудничество по нефти и газу, металлу, прочим направлениям полностью прекратить и обнулить. Пускай обходятся без наших ресурсов.
Второе – проводить конкретную информационную кампанию, подсвечивать реальное лицо Брюсселя по части воровства российских активов. Не стесняться выкладывать правду в информационное пространство.
Третий момент – на ЕС и США свет клином не сошелся, это всего лишь 20 % населения планеты. Нам предстоит плотнее сотрудничать со странами БРИКС, с крупными дружественными финансовыми структурами.
Ну, и прикладывать все усилия по вызволению наших средств, застрявших на Западе. Готовить документальную базу.
— Думаете, это реально, есть шанс?
— В США уже лет 40 заблокированы иранские средства, но Тегеран их сможет вернуть обратно в свою страну.
У нас будет схожий сценарий, но это вопрос нескольких десятилетий. Пока в головах брюссельских чиновников живет ненависть и негатив к России, в решении этого вопроса вряд ли будет достигнут прогресс. Стоит только удивляться их генетической ненависти ко всему российскому.
лет через 20-30 можно начать вытаскивать наши активы из западного «плена». А если ЕС к этому времени начнет разваливаться – такой вариант существует – это можно будет сделать раньше.
Но горизонт – 10-20 лет. И это еще оптимистический сценарий