Защитившая детей учительница рассказала, что кричал напавший на челябинскую школу подросток
Страшное утро понедельника в челябинской школе №68 на улице Барбюса могло быть еще страшнее, если бы не отвага и решительность обычной школьной учительницы химии и биологии Нины Семеновны Шошиной. Именно она остановила безумного подростка, ворвавшегося на урок в 7-й класс с молотком и ножом.
Впрочем, в этой драме дети и учительница были вместе, следуя старому девизу «Один за всех, и все за одного». 57-летняя женщина защищала подростков, а они — ее. вместе они смогли противостоять бесу, вселившемуся в 13-летнего подростка Романа.
О том, что происходило в кабинете, где случилось несчастье, мы узнали из первых уст, от самой Шошиной.
Нина Шошина фото: Соцсети
— Нина Семеновна, прежде всего желаем Вам скорейшего выздоровления. Вы настоящая героиня…
— Какая там героиня! Дети пострадали… (В разговоре учительница с трудом сдерживала слезы.)
— Расскажите немного о себе, у вас, наверное, большой педагогический стаж?
— Я ветеран труда, в школе работаю с 1989 года, как только институт закончила. Так что 35 лет будет в этом году. Но никогда ни с чем подобным не сталкивалась.
— В одной и той же школе работали?
— Нет, в разных. В этой я работаю с 2016 года, но сначала она была прикреплена к другой школе, потом присоединили к 68-й.
— Это коррекционная школа?
— Да, коррекция 7-го вида — по поведению. Никаких психических отклонений у детей нет.
СПРАВКА «МК»
Классы коррекции 7-го вида предназначены для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость. главное направление школы — в процессе занятий активизировать познавательную деятельность, формировать навыки и умения учебной деятель.
— А с какими трудностями приходилось сталкиваться при работе с этими детьми?
— Дети в основном из неблагополучных семей, поэтому у них, например, память плохая. Не могут на уроке ответить, сами домашнее задание сделать. Кто-то плохо читает, кто-то плохо пишет.
— Конкретно про Романа, напавшего на одноклассников, что можете сказать?
— Я вела у них биологию с 5-го класса, а это всего один час в неделю, так что мы мало общались. С начала года я его только один раз видела на уроке, на прошлой неделе. Что сказать? Он спокойный пацан, выполнял задание в меру своих особенностей, не отвлекался, сидел смирно. Никакого неадекватного поведения я за ним не наблюдала. Одет всегда опрятно, аккуратно.
— Он крупный по размеру?
— Да, он крупный по телосложению, выше других ребят. Я 170, он практически такой же, может, даже чуть выше. Ведь он когда на меня замахнулся, мне по голове прилетело, а я ведь высокая.
— Расскажите, как развивались события утром в понедельник?
— На уроке было пятеро детей. Класс в целом маленький, плюс кто-то болеет. Романа не было. Прошел урок «разговор о важном», потом началась биология. Незадолго до конца ребята увидели, – дверь в кабинет у меня всегда открыта, — как Роман прошел по коридору. Ну, мы не стали его окликать. Я удивилась, что он не зашел в класс, но подумала: может, к классному руководителю зачем-то ему надо? А теперь понимаю: он в туалет за оружием ходил. Было где-то 9:05, я уже сказала: «Ребята, скоро буду собирать тетрадки», — и тут он вошел.
— Как вы думаете, почему его никто не остановил?
— У всех двери были закрыты, его не видели.
— Он на кого набросился? На детей с первых парт?
— Он заскочил в кабинет с молотком. Мы все напугались, я бросилась к нему навстречу первее всех. Инстинктивно думаю: как детей защитить!? А он замешкался немножко — и я уже потом оценила, что в этот момент дети на мою защиту бросились.. Мне кажется, они напугались из-за меня. Поэтому девочка первая пострадала (речь идет о Валерии, которая госпитализирована с тяжелой черепной травмой). Я-то высокая, ему несподручно меня бить. А она девочка маленькая, хиленькая, вот он ей и нанес несколько ударов. А потом я уже подставилась, как говорится. Он три удара мне нанес — по голове, по предплечью и по рукам. Я немножко отстранилась, потому что мне тоже больно. Тут еще одна девочка подбежала, Маша, ей он попал вскользь, но тоже по голове. А потом еще один мальчик подбежал, Андрей. Он и Андрея ударил. Это все молниеносно происходило.
— Что за молоток у него был?
— большой молоток, не какой-то бытовой, маленький, какие в школе делают, а настоящий.
— У нее еще травматический пистолет был и нож?
— Пистолет и нож был, да. Но нож он при нас не доставал, это уже потом я его увидела.
— Он что-то кричал?
— Просто орал на одной ноте: «Аааа». И махал молотком. Никаких слов не произносил.
Так вот, про нож… Когда я стала искать Романа, нашла его в туалете. Он был весь крови. Но там уже стояла наша охрана и просила, чтобы он нож отдал – огромный, я таких даже не видела. Если бы он им начал махать, он бы нас всех зарезал.
— Скажите, о чем вы думали, когда Роман ворвался в класс?
— Думала только о том, чтобы детей спасти. А они, видите, наоборот, на мою защиту бросились.
Хронология трагедии
По словам отца Романа, утром в понедельник подросток заявил, что не пойдет в школу, но в итоге все же встал и начал собираться.
В 6.59 семиклассник опубликовал на странице ВКонтакте манифест с восхвалением нацистской Германии, рассуждениями на тему существования ада и высказыванием о том, что «школа создана, чтобы молодые дети становились рабами и отвлекались от правды нашего правительства». А еще разместил запись «Слава Антону Мишанину и RNBWN!».
В 9.00 Роман зашел в школу незадолго до конца первого урока, беспрепятственно проследовал через выключенную рамку-металлодетектор с молотком, ножом и муляжом пневматического пистолета в рюкзаке. 51-летняя охранница не заметила ничего подозрительного.
Интересная деталь: когда в школу уже после развязки приехали силовики, металлодетектор работал.
В 9.05 подросток переоделся в туалете — надел футболку германо-американской индастриал-рок-группы KMFDM (на видео допроса он стоит именно в ней), достал из рюкзака оружие и отправился в класс.
Из показаний Романа: «Я переоделся, колонку к поясу повесил, молотки приделал на ремень. Два молотка, пистолет и нож. Потом ко мне в туалет мальчик пришел, но я ему сказал, чтобы он уходил отсюда, он ушел. Потом песню на колонке включил и побежал на биологию, остановился, где доска, выстрелил два раза в девочек очень быстро, потом начал по ним молотками бить».
Школьник также пояснил, что планировал стримить с телефона, как убивает одноклассников: так хотел прославиться. При нем было два молотка, нож и пневмат.
В 9.10 в соседних классах ученики услышали крики, их закрыли в кабинетах. Услышав крики, охранница нажала тревожную кнопку. Нажала кнопку и педагог Шошина (всего в полицию поступило два звонка).
В 9.15 в туалете Роман попытался совершить самоубийство, но был остановлен прибывшими сотрудниками МВД. Его задержали, учеников эвакуировали и отпустили домой.
В 9.20 пострадавших девочек, мальчика и учительницу отвезли в больницу. Валерию экстренно прооперировали, она находится в медикаментозной коме с проломленным черепом, другая девочка получила черепно-мозговую травму.
Перед трагедией
Роман был единственным ребенком в семье, его мать работала медсестрой в больнице, а отец — аппаратчиком на челябинском заводе. Родители почти всегда сопровождали сына из-за его неустойчивого состояния. Одноклассники отмечали, что гулял Рома всегда с родителями. Немногочисленные знакомые мальчика отмечают, что он с детства тяготел к оружию и выражал сожаления о том, что оно не продается в открытом доступе. Также Рома наблюдался у психиатра и был необщительным ребенком. Летом он проходил курс лечения.
Кто охранял
школу охраняло ЧОП «Правопорядок+», у этой организации несколько заказов на охрану учебных заведений. Сотрудника охраны Оксану Юрьевну, дежурившую в понедельник утром, поспешили уволить. Но она пояснила, что ей приказали отключить металлодетекторы, так как те постоянно звенели, когда утром шел поток школьников.
В чем причина
Последняя запись на странице в соцсетях Романа неслучайна — нападение могло быть спровоцировано суицидальной игрой RNBWN, что расшифровывается как «Real Night Black White Noise», что означает «настоящий ночной черно-белый шум». Это стиль музыки, который характеризуется мрачной атмосферой, темными звуками и минималистичным звучанием. Фактически это некая группа в Интернете, которую создал человек, именующий себя Антоном Мишаниным. Настоящее это ФИО или нет, пока неясно. Антон ведет несколько сайтов, где пропагандируются самоубийство, изготовление взрывчатых веществ и прочие запрещенные законом действия. Мишанин отправляет членам закрытого канала «Красный дельфин» уголовно наказуемые задания. Фактически это своего рода реинкарнация печально известного «Синего кита» (игры в смерть). За короткий срок количество подписчиков в главном ТГ-канале достигло 20 тысяч человек. Кроме того появился десяток мелких каналов-двойников. Посты, которые там публиковались, были доступ только тем, кого одобрят администраторы. И при этом охват, к примеру, публикации от 11 июля составил 137 тысяч человек. Сообщество рассчитано на молодежь, причем именно российскую (так оно себя позиционировало). После ЧП канал был удален и доступ ко всем постам закрыт. Что касается мелких двойников, они еще не заблокированы, и там можно увидеть текст и сопровождающие его кровавые фотографии. Однако пользователи соцсети и правозащитники уже отправили обращения о необходимости удаления этих каналов.