Германия без Стены осталась первым партнером в Европе: 35 лет объединению ГДР и ФРГ
В ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена. И за два месяца было принято решение об объединении ГДР и ФРГ. Хотя эксперты называют это поглощением Западной Германией Восточной. Вспомним, как это происходило тогда, и подумаем, как отражается на событиях сегодняшнего дня.
фото: ru.wikipedia.org
«ФРГ уловило настроение масс на улицах Берлина 9 ноября 1989 года, и приняло решение действовать быстро», — вспоминает Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса, вице-президент общества «Россия – Германия» Владимир Поленов, который тогда работал в Бонне. — СССР же поняли, что события могут нас раздавить и уже в феврале 1990 года в Аттаве стали готовить договор “2+4” (“Договор об окончательном урегулировании в Германии”). Делегацию ГДР и ее требования во внимания не принимали». Глава администрации президента США Рональда Рейгана Джеймс Бейкер настоял на четырех принципах объединения: самоопределение нации, она пройдет в мирных условиях, Германия останется в ЕС и НАТО, должны будут соблюдаться права четырех держав, в свое время оккупировавших страну: СССР, США, Великобритании и Франции.
Заместитель директора по научной работе Института Европы ран Владислав Белов продолжил исторический экскурс: «Протесты на улицах Берлина не выдвигали требований об объединении с ФРГ. люди хотели “Перестройки”. США думали решить вопрос всенародным референдумом в двух странах, но его так и не состоялось». эксперт уверен, что это было личное решение Горбачева о выводе советского контингента войск с территории ГДР. «А это 350 тысяч человек вместе с семьями. Такое можно было осуществить лишь за несколько лет. Но Горбачев был не преклонен». К тому же Бейкер в личной беседе обещал ему не расширять НАТО на восток, и даже упоминает это в своих мемуарах. Но дальше слов дело не пошло. «Мы поверили, что НАТО партнер, хотя ситуация в Югославии уже доказала обратное. НАТО нас всегда рассматривало как противников, а после 2022 года – как врагов», — убежден Владислав Белов.
«За 50 лет взаимодействия с СССР в ГДР была произведена идустриализация, тесно сотрудничали в области энергетики. После поглощения страны ФРГ все это было разрушено», — рассказывает заведующий сектором экономики ФРГ Центра германских исследований Института Европы ран Александр Котов. – Нам возможно раньше надо было развивать торговлю сжиженным газом, но ведь он гораздо дороже, и там много потерь при транспортировке и возвращении в исходное состояние. никто не мог предположить, что газопроводы будут разрушены».
При этом, по мнению экономиста, страдает сама Германия. «Можно уже говорить об эррозии немецкой экономики». И это тянет за собой экономики других восточноевропейских стран. Так кризис в немецком автомобилестроении повлиял на смежные производства в Чехии и Румынии. «Речь скоро будет идти о том, что Европа уйдет на экономическую переферию мира».
Владимир Поленов рассказал, что Договор «2+4» нарушается, и американцы размещают ракеты средней дальности на территории Восточной Германии: «Некоторые считают, что его надо денонсировать. Но время вспять не повернешь. У нас еще есть договор о партнерстве с ФРГ. И нам нельзя сводить политический диалог с Германией к нулю». Хотя сейчас, по словам эксперта, в Германии забывают об историческом примирении. Некоторые политические силы говорят о реванше, а ВПК развивается невиданными темпами: Прибыль военного концерна Райенметал выросла на 450%.
«Пока еще рано говорить о милитаризации Германии, — считает Владислав Белов.- Тут как бы ничего личного, только бизнес. Немецкий ВПК обкатывает свои новинки на полях Украины, и ему конфликт там выгоден». эксперт считает, что скорее всего следующим канцлером ФРГ станет Фридрих Мерц. А он связан с ВПК и с министром обороны Песториусом, у которого рейтинг не падает, в отличии от Шольца, а держится на 50%. «Поэтому Германия будет поддерживать Украину и дальше. Хотя сейчас она на нее не так много и выделяет: 35 миллиардов евро на вооружение и 26 миллиардов евро на беженцев».
«Мы будем выстраивать с Германией двусторонние отношения без брюссельской бюрократии в будущем, — уверен Владимир Поленов. – Железо НАТО не решило конфликт на Украине, а корни его в ЕС видеть не хотят».
«Какими бы не были итоги выборов в США, они будут не выгодными для Германии, — предполагает Александр Котов. – сейчас они связывают ухудшения уровня жизни с Россией, и не понимают, что дело в США. Сегодня ФРГ наш первый торговый партнер в Европе, хотя объем торговли сократился в десятки раз».
«Все-таки общество в Германии здоровое, и опасается, что станет целью из-за чужих амбиций, — считает Владислав Белов. – Но возвращаясь к сегодняшней дате, могу с уверенностью сказать, что условия объединения, на которые пошли восточные немцы, были не на пользу ГДР».