В надзорном ведомстве подумывают перевести ОГЭ в стобалльную систему оценивания
Рособрнадзор выступил с новым прогнозом относительно Основного госэкзамена (ОГЭ), который школьники сдают после девятого класса. Шкалу оценивания ОГЭ предложено сделать стобалльной, как это принято у ЕГЭ (Единый госэкзамен). В будущем «госы» могут стать профильными, они будут учитываться в аттестате или вообще стать единственным критерием аттестации после окончания курса основного общего образования.
фото: vuzopedia
Все, что сейчас происходит вокруг ОГЭ–ЕГЭ, называется Всероссийским обсуждением совершенствования экзаменов. Хотя дискуссия на высшем, экспертном и практическом уровнях запустилась еще весной, после того как группа парламентариев внесла в Госдуму проект закона «об отмене ЕГЭ». В осеннюю сессию законопроект отклонили.
Если разделить экспертные и прочие мнения по «корзинам», лидирует идея профильности госэкзаменов. Другие варианты реформы касаются регламента проведения госэкзаменов (как бы его смягчить как-нибудь), упрощения «госов» (не сдавать ЕГЭ тем, кто не планирует поступать после 11-го класса). И вообще, «целеполагания» предэкзаменационных усилий. Последнее, по мнению главы надзорного ведомства, сейчас попросту отсутствует у выпускника 9-го класса.
Действительно, школьнику зачастую непонятно, зачем долго и упорно готовиться к ОГЭ. Сдавать собеседование-допуск, потом два обязательных госэкзамена (русский язык и математика) и еще два дополнительных… Поступать в систему СПО (средне-профессиональное образование), что означает колледж, училище или техникум, выпускник основной школы будет по среднему баллу в аттестате, итоги ОГЭ там не учитываются никак.
Определенную несправедливость содержит и ситуация, в которой одни школьники поступают в престижный колледж с объективным средним баллом по аттестату, а другие с завышенным. «Сейчас конкурс в некоторые техникумы выше, чем в высшие учебные заведения», — замечает глава Рособрнадзора Анзор Музаев. формат госэкзаменов и вводился, в частности, для того, чтобы при поступлении исключить коррупцию.
другой аспект проблемы в том, что старшая школа стала профильной, но критерий «попадания» туда еще советский — желателен табель без «троек». В общем, если где и учитывается результат ОГЭ, так это в критериях успеваемости учеников, которые важны для рейтинга школы.
Впрочем, в том же надзорном ведомстве замечают, что «полностью перевести проведение ОГЭ в формат ЕГЭ в настоящее время не позволяют организационные и финансовые возможности регионов». Дело, прежде всего, в более мощном компьютерном оборудовании, которое сейчас применяется для процедуры ЕГЭ, и других технических особенностях проведения экзаменов.
Но что бы нового ни придумали с экзаменами, как бы их ни интерпретировали и ни меняли предметы (в зависимости от колледжа основными могут сделать не только математику, но и физику, химию или биологию), выпускникам нынешнего года можно выдохнуть. В текущем учебном году реформ не будет. В надзорном ведомстве заверили, что любые изменения в ОГЭ, самое раннее, возможны в году 2025–2026-м.
— С одной стороны, стобалльная шкала как бы намекает, что да, ОГЭ хотят по статусу уравнять с ЕГЭ, — говорит эксперт по сдаче ЕГЭ, преподаватель русского языка и литературы Мария Бушуева. — С точки зрения методики это же огромная работа.
Есть первичные баллы ЕГЭ, которые выставляют комиссии при проверке экзаменационных работ. Точнее, тестовую часть проверяет компьютер, вторую часть — люди. Для оценивания разработана отдельная спецификация с критериями оценки не только попредметно, но и по каждому заданию, они разного уровня сложности. И есть еще вторичные баллы, которые интерпретируют первичные, в каждом году утверждается новая шкала перевода. В общем, если будет «стобалльное оценивание», все это придется разработать и для ОГЭ.
С другой стороны, мощностей и на ЕГЭ, и на ОГЭ действительно не хватит. Возможно, это предвестник некого смягчения регламента. К примеру, было такое предложение, чтобы на ППЭ со всеми камерами, рамками и другими строгостями сдавать только основные «госы» (русский язык) и профильные предметы: математика, физика, химия, биология. А дополнительные принимать попроще, в своих школах.