Тщательно спланировали: названы подробности бомбардировки американцами ядерных объектов Ирана
Нападение США на Иран не было принятым в последний момент решением, а результатом долгой и кропотливой тайной подготовки. Полеты бомбардировщиков B-2 в качестве приманки и ложные дипломатические указания привели к тому, что Тегеран был застигнут врасплох ночными налетами.
фото: Maik Meyer/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Поздно вечером в пятницу восемь американских бомбардировщиков B-2 взлетели с военно-воздушной базы Уайтмен в Миссури и повернули на запад, в сторону Тихого океана, пишет The Guardian. Наблюдатели-любители отслеживали полеты в социальных сетях, наблюдая, как военные самолеты присоединяются в воздухе к заправщикам и связываются с авиадиспетчерами, как только они достигают открытого океана.
движение бомбардировщиков B-2 к американской тихоокеанской базе на Гуаме вызвало слухи о том, что Дональд Трамп расставлял фигуры на доске перед принятием решения о том, присоединяться ли к Израилю в бомбардировке иранских ядерных объектов.
В четверг Трамп дал понять, что примет это решение в течение следующих двух недель, предположив, что остается открытым окно для какой-либо последней дипломатической альтернативы войне. Он гневно опроверг сообщение Wall Street Journal о том, что он уже одобрил план нанесения удара.
Министры иностранных дел Великобритании, Франции и Германии воспользовались возможностью встретиться со своим иранским коллегой Аббасом Арагчи для переговоров в Женеве в пятницу, но безрезультатно. Сам Трамп, как обычно, пренебрежительно отнесся к усилиям Европы. “Нет, они не помогли”, — сказал он журналистам.
Теперь известно, пишет The Guardian, что полеты B-2 над Тихим океаном были частью одной и той же тщательно продуманной уловки, направленной на то, чтобы Иран был застигнут врасплох и смотрел не в ту сторону, и что объявленное президентом двухнедельное дипломатическое окно, вероятно, было частью той же уловки.
Пентагон описал восемь бомбардировщиков, которые были замечены летящими на запад, как приманку, о которой знало лишь крайне малое число специалистов по планированию и руководителей в Вашингтоне и в штаб-квартире центрального командования в Тампе, штат Флорида.
Поскольку их отслеживали над западными штатами, а затем над Тихим океаном, еще семь B-2 взлетели с базы Уайтмен и направились в противоположном направлении – на восток. Эти семь самолетов не выходили на связь ни друг с другом, ни с землей, пересекая Америку и пролетая незамеченными над Атлантикой.
Самолеты и их экипажи из двух пилотов летали весь день и до вечера субботы, по пути заправляясь в воздухе топливозаправщиками, которые были переброшены в Европу на прошлой неделе.
Тщательная подготовка, отчасти предшествовавшая внезапному нападению Израиля на Иран 13 июня, поднимает вопросы о том, как рано Трамп и Биньямин Нетаньяху решили объединить усилия для начала войны против Ирана, а также о том, насколько сильно президент США заявлял о своей заинтересованности в дипломатическом решении, отмечает The Guardian.
Еще в мае, во время визита в Доху, Трамп из кожи вон лез, чтобы очернить бомбардировщиков B-2, заявив, что “я не очень верю в малозаметность”, потому что это “уродливый самолет”.
К тому времени, когда семерка этих уродливых самолетов прибыла на Ближний Восток, на восточную оконечность Средиземного моря, в субботу была полночь по местному времени. Задание, которое им было поручено, носило кодовое название "Полуночный молот", и для его выполнения к бомбардировщикам присоединился эскорт из американских истребителей, самолетов наблюдения и рекогносцировки, дислоцированных в регионе ранее – всего 125 самолетов. вместе они полетели на восток, почти не обменявшись ни словом между пилотами, чтобы сохранить всеохватывающую секретность, окружающую операцию.
В то самое время, когда военные самолеты достигли ливанского побережья, американская подводная лодка, дрейфующая где-то в Аравийском море, запустила крылатые ракеты "Томагавк", которые синхронно достигли своих целей в Иране одновременно с прибытием бомбардировщиков.
"Томагавки" пролетели низко над Оманским заливом и над юго-востоком Ирана, когда семь B-2 и сопровождающие их истребители пересекли Ливан, Сирию и Ирак (согласно карте, предоставленной Пентагоном в воскресенье) и вошли в Иран с северо-запада около 1.30 утра по местному времени.
Председатель объединенного комитета начальников штабов США Дэн Кейн описал всю операцию как “сложный маневр с четко рассчитанными сроками, требующий точной синхронизации между несколькими платформами в узком воздушном пространстве, и все это с минимальным использованием средств связи”.
Основной целью был самый северный район, расположенный недалеко от шиитского религиозного центра Кум, подземного обогатительного комбината в Фордо, который, как считается, неуязвим для любого обычного оружия, за исключением, возможно, самой большой американской бомбы — 13500-килограммового снаряда GBU-57 Massive Ordnance Penetrator. Семь В-2, приближавшихся с севера, несли на борту по два таких боеприпаса.
Второй целью был Натанз, первый в Иране завод по обогащению урана, а третьей — комплекс объектов за пределами древнего города Исфахан, который связан с другими звеньями ядерного топливного цикла и который уже был частично поврежден в результате израильских бомбардировок.
До того, как бомбардировщики достигли этих целей, истребители сопровождения прочесали район в поисках любых признаков иранских военных самолетов, выпустили приманки и открыли огонь по наземным объектам противовоздушной обороны. По-видимому, ответного огня не последовало. Пентагон “не знал о каких-либо выстрелах по американскому ударному комплексу”. Оборонительный щит Ирана был разрушен за предыдущую неделю неустанными израильскими вылазками.
По словам Пентагона, бомбардировщики нанесли удар между 2:10 и 2:35 по иранскому времени, поразив Фордо в “нескольких точках прицеливания”. Это был первый случай, когда в ходе операции США была использована мощная бомба для разрушения бункеров GBU-57. Неясно, сколько из 14 ракет было сброшено на Натанз или Исфахан. По словам источников, все ракеты "Томагавк", выпущенные военно-морскими силами, были нацелены на Исфахан и упали немного позже, чем были поражены два других объекта.
Американские военные самолеты развернулись и направились обратно тем же путем, каким прилетели, покинув воздушное пространство Ирана в 3 часа ночи. К тому времени в иранских СМИ появились сообщения о взрывах в районе ядерных объектов, и четверть часа спустя Трамп подтвердил проведение операции так, как он делал большинство своих президентских заявлений – на своей частной онлайн-платформе Truth Social, указав ключевые слова заглавными буквами.
“Полный боезапас БОМБ был сброшен на главную базу, Фордо, — написал Трамп. — Все самолеты благополучно возвращаются домой. Поздравляем наших великих американских воинов. В мире нет других военных, которые могли бы это сделать. НАСТАЛО время ДЛЯ МИРА!”
Обращаясь к нации чуть позже по телевидению, Трамп сказал, что цели были “полностью уничтожены”, но в воскресенье это утверждение было изменено на “серьезно поврежденные”.
Президент Америки еще раз призвал Иран добиваться мира, что, как он ясно дал понять, повлечет за собой отказ от всей его ядерной программы. Это послание повторяли другие члены администрации в течение дня. "Полуночный молот" был бы разовой интервенцией США, до тех пор, пока Иран не попытается открыть ответный огонь и не выполнит условия, выдвинутые им и Нетаньяху.
Любое возмездие, пригрозил Трамп, будет встречено с “СИЛОЙ, НАМНОГО БОЛЬШЕЙ, ЧЕМ ТО, ЧТО БЫЛО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНО СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ”.
Однако глава МИД Ирана Аракчи пообещал, что “Полуночный молот” будет иметь “вечные последствия", добавив, что Иран оставляет за собой Право "использовать все возможности для защиты своего суверенитета, интересов и народа”. Иран преуменьшил последствия применения американских бомб, заявив, что запасы высокообогащенного урана в стране были вывезены из Фордо задолго до этого, и весь нанесенный ущерб может быть устранен.
В воскресенье утром Иран выпустил новый ракетный залп по Израилю, одна из которых сравняла с землей большую часть городского квартала на севере Тель-Авива. К концу дня парламент Ирана одобрил законопроект, предусматривающий закрытие Ормузского пролива, являющегося воротами в Персидский залив, через который ежедневно поступает более пятой части мировой нефти. Президент Ирана Масуд Пезешкиан предупредил, что США должны “получить ответ” на свои атаки.
Тегеран ранее угрожал нанести удар по американским базам, расположенным в восьми странах региона, если США присоединятся к израильским атакам. На самом деле, его военные возможности ограничены из-за непрекращающихся атак за последние 10 дней, но поздно вечером в воскресенье иранские власти заявили, что изучит все возможные варианты, при этом ясно дав понять, что покорность не входит в их число.