Замкнутый круг бюджетного дефицита: стоит ли опасаться превышения расходов над доходами - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Экономика » Замкнутый круг бюджетного дефицита: стоит ли опасаться превышения расходов над доходами

Замкнутый круг бюджетного дефицита: стоит ли опасаться превышения расходов над доходами

Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027–2028 годов накануне внесен Правительством РФ в Госдуму. Как и ожидалось, это вновь дефицитный бюджет, то есть расходы в нем (44,1 трлн рублей) превышают доходы (40,3 трлн). Нетрудно сосчитать, что дефицит составляет порядка 3,8 трлн рублей. В таком случае встает следующий вопрос: это в принципе большая проблемапроблема ли вообще), если бюджет дефицитный?

фото: Алексей Меринов

тестовый баннер под заглавное изображение

Сначала стоит напомнить, что такое дефицит бюджета. Бюджетный Кодекс Российской Федерации определяет дефицит федерального бюджета как разницу между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета. Я бы уточнил: дефицит — это не просто разница, это превышение расходов над доходами. То есть поступающих доходов не хватает, чтобы профинансировать все расходы.

Но если может быть дефицит бюджета, то логично предположить, что возможен и профицит бюджета. Это — обратная ситуация, когда доходов больше, чем расходов. Интересно, что принятый еще в 1998 году Бюджетный Кодекс первоначально содержал специальную главу «Профицит бюджета и порядок его использования». Однако очень скоро, уже в 2000 году, такая статья была исключена из Бюджетного кодекса. Получилось, что планируемый дефицит бюджета — возможен, а профицит — нет. Это на самом деле интересный вопрос: насколько правильно на законодательном уровне определять возможность существования только дефицитного бюджета? Хотя ситуация, когда нет ни дефицита, ни профицита, тоже возможна при равенстве доходов и расходов.

Однако сейчас актуальнее, конечно, другое: что сегодня происходит с дефицитом федерального бюджета. Текущая ситуация такова: за январь–август 2025 года дефицит федерального бюджета, как свидетельствуют предварительные данные Минфина России, составил 4,2 трлн рублей. много это или мало? Если считать в процентах от ВВП, то, казалось бы, и немного вовсе — 1,9%. Но в таком случае надо учесть, что это данные пока еще только за январь–август 2025 года, а не за весь год. Для сравнения: дефицит федерального бюджета за весь 2024 год был в 2 раза меньше — 2,1 трлн рублей (1,1% ВВП).

То, что сейчас с дефицитом федерального бюджета ситуация складывается совсем не такая, какая планировалась, подтверждается тем, насколько серьезно в текущем году уже был скорректирован планируемый показатель дефицита. Напомню, что вступали мы в 2025 год с официальным прогнозом по дефициту федерального бюджета в 1,2 трлн рублей (0,5% ВВП). Однако в конце весны пришлось вносить серьезные коррективы: показатель дефицита на 2025 год был увеличен до 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП). Однако нынешний текущий показатель дефицита бюджета (за январь–август 2025 года) уже серьезно превышает даже скорректированный годовой показатель. Это заставляет с большой долей вероятности предположить, что исправлять показатель дефицита на 2025 год придется еще раз, и вновь в сторону увеличения. В июле 2025 года, правда, фиксировался даже профицит, но общую картину, общую тенденцию это не изменило.

Оптимисты скажут, что если смотреть на показатель дефицита бюджета в процентах к ВВП, то не такой уж он и большой. И я соглашусь с ними: 1–2–3% от ВВП — это, по современным международным меркам, совсем немного. проблема в другом.

Во-первых, даже если дефицит бюджета небольшой, но есть однозначная тенденция к его росту, завтра он может стать совсем немаленьким.

Во-вторых, и небольшой дефицит бюджета, покрываемый прежде всего за счет внутренних заимствований, требует денег. И если обслуживание госдолга приводит к большим процентным расходам, относительно небольшой дефицит бюджета может стать проблемой. Формируется своеобразный порочный круг: <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы занимает деньги, чтобы покрыть дефицит, который растет и за счет увеличивающихся процентных расходов.

В-третьих, дефицит федерального бюджета, повторяющийся из года в год, становится хроническим. А хронические проблемы, как известно, нередко обостряются в самый неподходящий момент. Кто-нибудь может с уверенностью сказать, что так не будет?

Важно также учитывать и то, что когда дефицит бюджета постоянный и, мало того, имеет тенденцию к росту, источники для его покрытия постепенно иссякают. Особенно ярко это проявляется в условиях торможения экономического роста. А в российской экономике как раз такое торможение и наблюдается. Если в 2023–2024 годах ВВП России прирастал более чем на 4% ежегодно, то в 2025 году по итогам I полугодия прирост ВВП составил, по данным Росстата, всего лишь 1,2% в годовом сравнении. Кстати, официальный прогноз, с которым страна вступала в 2025 год, равнялся 2,5%.

Но вернемся к источникам покрытия дефицита бюджета. Все страны занимают, чтобы решить соответствующую задачу, и мы это делаем. правда, внешние рынки для России сегодня практически закрыты, государству приходится занимать на внутреннем рынке. Однако, занимая все больше денег на внутреннем рынке, <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы все больше лишает экономику инвестиционных ресурсов. Предприятия, может, и вложились бы в развитие производства, а так купят госбумаги с практически гарантированным доходом. В результате Экономика еще больше тормозит, доходов и налогов собирается относительно меньше, бюджетные проблемы обостряются. В общем, снова замкнутый круг, а возможностей для заимствований — меньше.

Есть, конечно, и другие возможности для покрытия дефицита бюджета. Останавливаться на всех не имеет смысла. Но вот о чем точно можно и нужно говорить, так это о том, что возможным выходом для решения проблемы дефицита бюджета традиционно видится повышение налогов. Сегодняшняя ситуация в российской экономике полностью подтверждает, что надежда на решение проблемы таким образом существует.

Как, казалось бы, все просто: подняли Налоги, собрали больше денег, и проблема дефицитного бюджета решена. Увы, на практике это работает совсем не так однозначно. Кратковременно обеспечить больше доходов за счет увеличения налогов, конечно, можно. Однако не стоит забывать о том, что в условиях снижения предпринимательской активности повышение налогов еще больше дестимулирует бизнес. Меньше такая активность — меньше доходов у бизнеса — меньше платят налогов в бюджетбольше дефицит. И что получается: для решения проблемы дефицита бюджета могут повысить Налоги, а проблема от этого рискует стать еще более острой. Вероятность именно такого развития событий достаточно высока.

Кстати, напомню, что с 1 января 2025 года в России была серьезным образом увеличена налоговая нагрузка. Одно только повышение ставки налога на Прибыль с 20% до 25% чего стоит, а еще было введение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения… И как сильно на таком фоне мы продвинулись в решении проблемы дефицита бюджета? Приведенные выше данные говорят о том, что не очень продвинулись.

С другими источниками для покрытия дефицита бюджета тоже все непросто. Одно ясно: несмотря на, как уже отмечалось выше, пока еще относительно невысокий текущий показатель дефицита федерального бюджета, это уже становится проблемой. Кстати, дефолт августа 1998 года — это следствие непринятых своевременных решений по устранению проблемы дефицита федерального бюджета. Наша ситуация сегодня далека от событий тех дней. Однако она и не такая, чтобы быть совершенно спокойными.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *