«При гибели сухогруза о нашей участи даже думать не хочется»
Штормовой северный ветер, 10-бальные льды и водолазы, спасающие тонущий в Татарском проливе сухогруз с грузом для РУСАЛа. События на Дальнем Востоке могли бы лечь в основу сценария для фильма-катастрофы.
23 февраля в 42 милях от порта Ванино судно, перевозящее 29 тысяч тонн глинозема, для российского производителя алюминия компании РУСАЛ получило пробоину и подало сигнал бедствия.
Компания совместно с чрезвычайными службами направили все силы на спасение экипажа и ремонт сухогруза. На встречу сухогрузу отправился спасательный буксир «Отто Шмидт» с 12 спасателями, в том числе четырьмя водолазами, на борту.
«Осмотр корпуса судна выявил пробоину размером два на полтора метра в районе форпика, таранной переборки и трюма № 1 по правому борту. Пробоина вогнута внутрь», — говорится в донесении спасательных работ.
На сухогрузе лихорадочно работали насосы. Водолазы погрузились под воду и попытались закрыть пробоину. И так пять дней подряд. С небольшими перерывами на сон они не вылезали из ледяной 0° воды. Все это время спасатели стоически отставали затопление трюмов и машинного отделения. В дело шло всё: мешки с ветошью, с паклей, специальные пластыри.
Из сообщения водолаза: «Вода поступает в МО (машинное отделение – примечание автора), боремся всеми силами, сняли один насос из трюма № 1, перекинули его в МО, дополнительно добавив один судовой».
На поверхности тем временем шла не менее сложная операция — двигали ледовые поля, чтобы судно не затёрло, прорубали майну для водолазных спусков. Для безопасности весь экипаж – 21 человек — аварийного судна перевели на буксир «Отто Шмидт».
«Сложно выразить благодарность ребятам, которые нас спасли, а также руководству компании, которое так оперативно отреагировало на сигнал бедствия. Весь наш экипаж уверен, что без той самоотверженной работы, что была проделана, наш сухогруз не продержался бы и дня. При гибели сухогруза о нашей участи даже думать не хочется», — сказал спасенный моряк.
28 февраля наступил переломный момент. Погодные условия ухудшились: волны начали захлестывать судно, были оборваны швартовые концы, насосы не справлялись с откачкой прибывающей воды. Судно было обречено. Подобно морскому исполину оно начало медленно погружаться и 1 марта затонуло на глубине 253 метра.
В РУСАЛе сказали, спасение экипажа было воспринято, как победа: «Главное, что удалось спасти всю команду. Все здоровы, состояние нормальное».
В целом алюминиевой компании пока не везет с поставками сырья. Вначале на Украине вынужденно был остановлен Николаевский глинозёмный завод, потом власти Австралии запретили экспортировать в Россию глинозем. По данным Интерфакса, «В итоге под угрозой оказалось около 40% снабжения «Русала» сырьем для производства металла». Осложняют обстановку дефицит контейнеров и проблемы с железнодорожными перевозками.