Как США сбили советский пассажирский самолет: почему СССР забыл о преступлении - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Политика » Как США сбили советский пассажирский самолет: почему СССР забыл о преступлении

Как США сбили советский пассажирский самолет: почему СССР забыл о преступлении

70 лет назад закончилась Корейская война. Вооруженная междоусобица на дальневосточном полуострове едва не стала детонатором третьей мировой, «столкнув лбами» США и СССР. В многочисленных воздушных боях летчикам двух держав пришлось сражаться друг с другом за противоположные стороны корейского конфликта. Но буквально в момент подписания перемирия американцы нанесли подлый удар исподтишка, сбив советский пассажирский самолет. Внятных объяснений этому так и не дали. Вины своей не признали.

фото: wikipedia.org / Unknown Marine / Public Domain

Военный конфликт между «северными» и «южными» на Корейском полуострове продолжался 3 года и привел к гибели почти 1 миллиона человек. Он занял отнюдь не последнее место в списке самых кровопролитных войн за всю историю человечества. И едва ли не последними жертвами «корейской мясорубки» стали несколько десятков советских людей — экипаж и пассажиры самолета Ил-12, сбитого истребителем ВВС США. Причем воздушный инцидент произошел там, где этот американский «Сейбр» не имел никакого права находиться.

На столь варварскую вылазку СССР отреагировал громко. Но результатов не добился: американцы пошли в отказ. И уже вскоре все факты об этом вопиющем случае советское руководство решило спрятать подальше. В итоге про него основательно забыли. Однако сейчас очень кстати вспомнить ту историю 70-летней давности. Как очень яркую иллюстрацию, позволяющую лучше понять традиционный стиль поведения янки на международном уровне в период силовых обострений. При любом раскладе, при наличии любых фактов они всегда норовят «остаться в белом».

О некоторых подробностях «трагедии над Хуа-Гоу», как ее порой называют, рассказал «МК» востоковед, военный историк Иван Антоленко.

— 27 июля 1953 года пассажирский самолет Ил-12 держал курс из порт-Артура на территории Китая, где тогда располагалась советская военно-морская база, во Владивосток. Рейс гражданский, коридор для полета находился в пределах китайского воздушного пространства и согласован с соответствующими инстанциями этого государства. Однако, когда Ил пролетал неподалеку от китайского города Хуадянь, на него из облаков вдруг «вывалились» четыре американских истребителя F-86 «Сейбр». Совершив маневр в воздухе, один из них открыл стрельбу на поражение.

В результате Ил-12, который принадлежал 593-му отдельному транспортному авиационному полку Тихоокеанского флота, был сбит. Погибли все, кто находился на борту, 20 (по другим сведениям — 21) человек — помимо 6 членов экипажа еще офицеры и сержанты, военные врачи, служившие на военно-морской базе и отправлявшиеся «на материк» в отпуск или в командировку.

Наверняка у этих двадцати перед вылетом не возникало никаких опасений. Ведь маршрут проходил достаточно далеко от Кореи, где шла война.

Был и еще один важный фактор, о котором, впрочем, не знали пассажиры и летчики: в тот самый день все стороны корейского конфликта подписали соглашение о перемирии — военные действия должны быть полностью прекращены в полночь 27 июля. В такой ситуации любой нормальный человек понимает: хватит крови, каждая новая жертва теперь, за несколько часов до наступления мира, бессмысленна, пора зачехлять пушки!

Однако американцы этого делать не стали. Согласно документальным свидетельствам именно в день подписания акта о заключении перемирия (но до наступления самого перемирия) ими была предпринята масштабная провокация против дружественного Северной Корее Китая: несколько групп их военных самолетов проникли далеко вглубь китайского воздушного пространства на северо-востоке страны.

В числе таких групп было четыре «Сейбра» 335-й эскадрильи 4-го истребительного авиакрыла американских ВВС. Одним из самолетов управлял капитан Р.Парр. За ним шел его ведомый, старший лейтенант Э.Скаффи. Именно этот дуэт и предпринял ничем не обоснованный выпад против нашего безоружного Ил-12.

Советская сторона, конечно, провела следственные действия. Однако большинство материалов до сих пор недоступно. Удалось ознакомиться лишь с одним рассекреченным документом. Это выписка из Акта расследования обстоятельств гибели самолета.

«В 11 час. 16 мин. станции ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи. — А.Д.) отметили самолет Ил-12, следовавший по перелетной трассе, над пунктом Хуадянь, а в 11 час. 18 мин. в этом же районе обнаружили две группы самолетов типа F-86, по 4 самолета в каждой группе, следовавшие на север. В 11 час. 26 мин. над пунктом Хуа-Гоу произошла встреча самолета Ил-12 с одной из групп F-86, после чего радиолокационные станции самолет Ил-12 не отмечали.

По показаниям местных жителей, между 11 и 12 часами дня 27 июля они услышали необычный звук и стрельбу в воздухе, затем последовал взрыв. После взрыва они видели падающий горящий большой самолет, от которого в воздухе отделялись предметы. На месте падения Ил-12 обнаружено: на кабине и фюзеляже 19 пробоин от крупнокалиберного пулемета; у 6 трупов из двадцати имеются следы пулевых ранений. …Все собранные материалы подтверждают, что самолет Ил-12 был атакован в 11 час. 26 мин., сбит и упал в 4 километрах от деревни Маоэрошань, провинция Гирин».

— Но почему истребители США оказались в этом районе и почему они начали стрелять по советскому самолету?

— Ситуация еще более усугубляется тем, что для американцев это была явная «запретка». Ведь командование их ВВС задолго до трагического дня 27 июля дало распоряжение, запрещающее перелетать реку Ялуцзян, четко обозначавшую китайско-корейскую границу. А место воздушного инцидента находится в Китае в 110 километрах за этой рекой.

— Неужели «Сейбры» заблудились?

— Такая версия не выдерживала бы никакой критики. Но американцы даже ею не воспользовались. В советском МИДе через несколько дней вручили американскому послу ноту протеста. Было выдвинуто требование к США выплатить компенсацию нанесенного нашей стране ущерба — его оценили почти в 2 миллиона долларов. Но с той стороны океана эти претензии отвергли.

Нет, сам факт того, что их истребителем сбит советский пассажирский самолет, американское правительство все-таки признало. Однако в Вашингтоне решили «перекроить географию» и заявили: мол, русский Ил был расстрелян «Сейбром» не в глубине суверенной китайской территории, а над Корейским полуостровом, где тогда шли военные действия. Еще точнее — в восьми километрах южнее пограничной китайско-корейской реки Ялуцзян. Вот так легко заокеанские господа «подвинули» место ЧП более чем на сотню километров!

Что касается материальной компенсации, то американцы быстренько состряпали встречный иск, воспользовавшись подходящим поводом. Буквально через пару дней, 29 июля, неподалеку от Владивостока над морем советские наблюдательные системы обнаружили самолет-разведчик США RВ-50, который вслед за тем был сбит поднятыми по тревоге истребителями. И хотя произошел инцидент, по данным нашей ПВО, над территориальными водами СССР, в Вашингтоне с этим не согласились: мол, их самолет «коварные русские» подстрелили над нейтральной морской зоной. Американское руководство потребовало возместить понесенный ущерб. В итоге международная тяжба забуксовала, ни одна из ядерных держав не захотела принимать к сведению аргументы противоположной стороны, выдвигая свою версию случившегося. Попытки добиться конкретных результатов через Международный Суд в Гааге тоже не дали результата. В итоге оба инцидента спустили на тормозах, чтобы не провоцировать дальнейшее обострение отношений между двумя могущественными государствами.

— Существуют ли какие-то версии, объясняющие столь жестокий поступок пилота «Сейбра»? Разве опознавательные знаки на борту советского самолета не могли подсказать, что он не является военным объектом?

— Да хоть бы и являлся он таким военным объектом! Ил-12 нес на крыльях красные звезды, которые четко информировали о государственной принадлежности самолета к СССР. А ведь формально американцы тогда с нашей страной не воевали (советские боевые самолеты в зоне корейского конфликта имели на борту опознавательные знаки китайских или северокорейских ВВС). То есть ни с какой стороны рассматривать данный Ил в качестве объекта для нападения со стороны авиации США нельзя. По крайней мере, по формальным признакам. Но имелась, возможно, у этой истории иная подоплека.

Высказывалась, например, такая версия: американские летчики ошиблись, сбив не тот самолет, который хотели. Якобы у них была иная цель для атаки — отнюдь не эти простые советские лейтенанты с капитанами, а высокопоставленные военачальники. Янки разузнали, что как раз днем 27 июля из порт-Артура должна возвращаться группа адмиралов и генералов из числа высшего командного состава СССР, которые участвовали в партийной конференции, проводившейся на нашей порт-артурской базе, в их числе был и главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке маршал Р.Я.Малиновский. Однако это мероприятие по каким-то причинам закончилось позднее, и обладатели больших звезд на погонах вылетели во Владивосток лишь несколько дней спустя. А 27-го вместо них Ил-12 повез «на материк» отпускников, которые и попали под обстрел «Сейбра».

Есть еще одно предположение. Согласно ему речь может идти о куда более циничных, запредельно бесчеловечных причинах такого поступка американского летчика. Дело в том, что капитан Ральф Парр был одним из успешных, маститых военных пилотов. За время своего участия в Корейской войне он совершил более 150 боевых вылетов и одержал 9 воздушных побед. Между тем в американских ВВС установилась практика: за 5 сбитых самолетов противника летчику присваивают титул аса, а за 10 успешных атак можно стать «двойным асом». Таких «двойных» в ВВС США было немного, каждый пользовался почетом, имел заметные преимущества в продвижении по служебной лестнице… Не мудрено, что Парр очень хотел стать «двойным асом». Однако для этого ему не хватало еще одного сбитого неприятельского самолета. Притом наступающее через считанные часы перемирие грозило и вовсе лишить честолюбивого американца перспектив получить заветный «титул». И тут подвернулся русский Ил-12. Самолет? Самолет. Неприятельский? Конечно! значит, вполне может пойти в зачет.

В одном из выпущенных позднее в США сборников есть описание произошедшего события, сделанное самим Парром:

«Мы летели примерно на высоте 12 000 метров, а самолет противника — далеко внизу, вероятно, на высоте 3000 метров. Я с ведомым направился вниз. Перед нами предстал транспортный самолет Ил-12 с большими красными звездами. Я немедленно уточнил свое местонахождение. В нашем задании нам не полагалось быть с другой стороны реки Ялуцзян. После того как я убедился, что мы находимся в глубине Северной Кореи, я сказал своему ведомому, что планирую сбить противника. Ил-12 был «сидящей уткой», так мы называем легкую добычу. Я зашел самолету в хвост и сделал пару залпов. Он загорелся, затем накренился и свалился к холмам. Тот Ил-12, вероятно, курсировал несколько недель в этом районе, но сегодня его постигла неудача…»

Далее Парр описал, как после возвращения на аэродром был вызван в штаб, где ему долго задавали вопросы о произошедшем, стараясь получить объяснения, где, при каких обстоятельствах сбит русский самолет и какой внешний вид он имел. «Когда все доказательства были представлены, — подытожил летчик-убийца, — ВВС решили, что я прав, и всячески защищали… Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!»

Сегодня то 70-летней давности событие фактически забыто. О нем напоминает лишь обелиск, установленный во Владивостоке возле места захоронения погибших в «трагедии над Хуа-Гоу». На обелиске сделана надпись: «Здесь погребены жертвы разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет Ил-12. 27 июля 1953 года».

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *