Владелец АЗС объяснил механизм взрыва в Махачкале: «Строят что хотят»
Собственники АЗС в регионах России сочувствуют владельцу сгоревший дагестанской автозаправки. «На его месте может оказаться любой, мы никак не способны повлиять на своих соседей и на то, что они хранят на своих складах», – объясняет бизнесмен Максим, владелец более десятка автозаправочных станций. «МК» выяснил, насколько безопасны российские бензоколонки и может ли повториться махачкалинская трагедия.
фото: Магомед Рамазанов
– Я вам расскажу как собственник АЗС, что это проблема вообще не собственника – что, где и у кого хранится, – пояснил мой собеседник. – Мы иногда даже не знаем владельцев находящихся территорий и складов.
Есть регламент, разработанный МЧС и согласованный с властями, по которому ты понимаешь, как конкретно тебе нужно расположить либо надземные, либо подземные резервуары, как ты должен отступить от жилых домов, от детских площадок и так далее. Чаще всего добросовестные собственники АЗС все это учитывают, но повлиять на соседних арендаторов мы не можем.
– То есть собственник махачкалинского АЗС, где произошло ЧП, вполне мог не знать, что находятся склады с аммиачной селитрой?
– Собственник АЗС и не обязан знать по закону, что происходит за забором у соседа. Надо смотреть, были ли соблюдены пожарные разрывы на самой АЗС – они прописаны в СП-156, в требованиях пожарной безопасности на заправочных автомобильных станциях. владелец соседней территории при застройке обязан согласовывать свои пожарные разрывы.
Да, бывает такое, что строишь АЗС, соблюдаешь все нормы, а потом администрация распродает землю, и новые ангары по соседству возводятся уже без учета внимания на твой резервуарный парк. Все это может привести к масштабным проблемам.
– А подо что соседние к АЗС ангары в принципе могут сдаваться? Есть какие-то законодательные запреты?
– Подо что угодно – под селитру, лакокрасочные изделия, под пиротехнику… Бывает такое, что некоторые коммерсанты строят некапитальные строения и вообще не ставят их на учет.
Случается, что мы как собственники АЗС начинаем первыми бить тревогу и выяснять, что же там происходит. Но обычно разговоры остаются разговорами.
Единственное – когда выезжает МЧС с проверками, можно нажаловаться и попытаться повлиять на происходящее. например, у меня была ситуация, когда на расстоянии десятка метров от нашей АЗС расположили покрасочную камеру для авто. никто со мной это и не собирался согласовывать. Многие арендаторы таких дешевых складов еще и экономят на современных пожарных сигнализациях.
– Существуют ли правила поведения на сервисе, минимизирующие возможность возникновения чрезвычайной ситуации?
– Надо смотреть регламент конкретного типа заправки. Но есть общие правила. например, 90% собственников автомобиля вставляют в бак пистолет, не заглушая двигатель. Это ошибка. Если нет заправщика, идти платить со вставленным пистолетом в бак тоже нельзя. техника имеет свойство ломаться или давать осечку. Иногда топливо вдруг в самый неподходящий момент начинает литься на землю…
Еще существует правило заправки канистры. Когда люди наливают бензин в старую железную тару, автомобили, бывает, загораются прямо на АЗС. Для этих целей всегда есть в продаже пластиковая тара, которую можно использовать без опасений.
– А если уже начался пожар, то что делать?
– Покинуть АЗС незамедлительно. Если вы за рулем, то уехать. Если находитесь не в машине, то лучше к ней не возвращаться.
– На Северном Кавказе есть какие-то нюансы работы АЗС или особенности применения техники противопожарной безопасности?
– Возможно, там действуют свои пожарные минимумы. Это минимальные требования, которые предъявляются к строительству АЗС. В каждом регионе – свой порядок согласования пожарного минимума. например, в некоторых городах-миллионниках можно строить АЗС на берегу рек и водоемов. знаю крупный мегаполис, где АЗС располагается прямо под торговым центром. Если подобное расположение устраивает проверяющие органы – почему бы нет.
Но обычно для того, чтобы это разрешили, надо отработать определенный алгоритм действий с пожарными в случае возникновения ЧП. Бывает так, что проходят учения, а разрешения потом так и не дают.