Как отреагировала на смерть Ленина церковь: умершему большевистскому вождю пропели в храме «Вечная жизнь»
Апофеоз всенародного горя. Так представлены в официальных хрониках события 100-летней давности, связанные со смертью Ленина. Хотя жило ведь тогда в стране немало тех, кто скорбеть из-за его кончины вроде бы не должен: представители дискриминированных большевиками категорий населения. Среди них — духовенство и верующие. Однако высшие иерархи православной церкви присоединились к хору соболезнований. А кое-где прошли поминальные службы по умершему вождю — порой весьма своеобразные.
Почти всю сознательную жизнь Владимир Ильич Ульянов-Ленин был убежденным атеистом. Он сам обозначил рубеж окончательного своего расставания с верой, заполняя зимой 1922-го анкету для проводившейся тогда Всероссийской переписи членов РКП(б). Среди прочих там фигурировал вопрос «Имеете ли какие-либо религиозные верования?», на который он ответил, написав «нет». А в следующем пункте «Если Вы неверующий, то с какого возраста?» подчеркнул слово «неверующий» и сделал уточняющую пометку: «с 16 лет».
Когда большевистская партия, лидером которой являлся Ленин, захватила <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ в стране, этот «борец за свободу угнетенных» оказался чуть ли не знаменем противников канонического православия, проводивших богоборческие мероприятия по всей стране. Но вот прошло еще немного времени, и Владимира Ильича не стало. Как это ни покажется кому-то странным, среди половодья скорбных выступлений в связи с кончиной вождя можно найти и публичные сочувственные высказывания о нем высших православных иерархов России.
Вот обращение патриарха Тихона и членов патриаршего Священного синода в советскую прессу, датированное 24 января: «Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина).
Патриарх Тихон. Митрополит Тихон (Оболенский). Митрополит Серафим (Александров). Митрополит Петр (Полянский)».
«Вечерняя Москва» в своем номере, вышедшем 25 января, посвятила «религиозным» откликам на смерть Ленина целую подборку заметок под общим заголовком «Православное духовенство о похоронах Ильича».
Особенно интересно читать высказывания лидеров так называемых «обновленцев» — отколовшейся части РПЦ, сторонниками которой продвигались идеи радикальных церковных реформ. «Обновленцы» получили после революции достаточно большое влияние среди верующих, с готовностью шли на компромиссы с новой властью. Такая лояльность к руководящим «коммунистическим инстанциям» отчетливо видна в опубликованных интервью.
«Живая церковь» хочет участвовать в похоронах. Беседа с митр. Евдокимом.
Председатель Святейшего синода (Святейший синод в то время — коллегиальный орган управления «обновленческой» церковью, не следует путать его с патриаршим Синодом. — А.Д.) митрополит Евдоким в беседе с сотрудником «Вечерней Москвы» сказал:
— На последнем заседании синода всесторонне обсуждался вопрос о возможности церковного поминовения В.И.Ленина. вопрос этот разрешен в положительном смысле. «Живая церковь» решила принять участие в гражданских похоронах Владимира Ильича. Уже намечен состав депутации, которая намерена участвовать в похоронной процессии.
В Таганроге состоялось «пролетарское отпевание» бюста Ленина. фото: ru.wikipedia.org
Затем митр. Евдоким коснулся вопроса об отношении Ленина к религии:
— В заграничной, главным образом белогвардейско-эмигрантской прессе, Ленин изображался как… гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин относился к верующим в высшей степени справедливо и беспристрастно и боролся только с преступниками в рясе».
Тут можно процитировать еще строки из письма с соболезнованиями от имени Священного синода РПЦ, направленного митрополитом Евдокимом двумя днями ранее, 23 января, председателю ЦИК СССР М.И.Калинину (орфография сохранена):
«Священный синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства… Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем не одолимую семью. Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества… Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».
Вернемся к номеру «Вечерней Москвы» за 25 января. Вот другая заметка из «религиозной» подборки, помещенной там:
«Председатель союза «Церковное возрождение» епископ Антоний:
— Союз «Церковное возрождение»… намерен отметить день похорон Владимира Ильича особенным богослужением, в котором с религиозной высоты будет дано освещение освободительных трудов почившего. Владимир Ильич велик в художественном изобретении аппарата для проведения в жизнь освободительных идей, и в этом отношении религиозная свобода, возвещенная советским строем, благоприятствует такому наращению нравственной силы, как ни в одном государстве. В заупокойном богослужении, совершавшемся в Заиконоспасском храме, …припев «Вечная память» мы впервые заменили «Вечная жизнь»…»
Еще одна публикация «Вечерки» содержала комментарий патриарха Тихона (которого, впрочем, практически везде в официальных советских публикациях именовали «бывшим патриархом», поскольку он к тому времени уже был отстранен от высшей церковной власти Первым обновленческим всероссийским поместным собором) по поводу вопроса, видимо, очень насущного для многих граждан страны: о возможности поминовения скончавшегося лидера большевиков в церкви.
Патриарх Тихон. фото: ru.wikipedia.org
Святейший сказал на сей счет следующее:
«По канонам православной церкви возбраняется служить панихиды и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви. Так было со Львом Толстым. Но Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет Право и возможность поминать его.
Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души.
Я считал бы оскорблением памяти Владимира Ильича и неуважением к его близким и семье, если бы мы, православное духовенство, принимали участие в похоронной процессии: ведь Владимир Ильич Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело».
Как можно увидеть из приведенных цитат, отношение к участию в похоронной церемонии у представителей различных течений тогдашней Русской православной церкви сильно отличалось.
Простые верующие — люди, далекие от политики, от власти, тоже реагировали на смерть «главного большевика» не одинаково. Среди них немало оказалось тех, кто искренно сокрушался о кончине Ленина. И считал своим долгом проводить душу «новопреставленного раба Божия Владимира» в мир иной надлежащим образом — так, как это было принято у российских христиан на протяжении многих веков.
О проведенных «по инициативе снизу» церковных службах, на которых поминали Владимира Ильича, можно найти информацию в отчетах, подготовленных чекистами. Дело в том, что сразу после того, как было объявлено о смерти Ленина, все подразделения ОГПУ на местах получили указание тщательно отслеживать реакцию граждан на это известие и обо всех заслуживающих внимания эпизодах сообщать наверх.
Помимо прочего в этих донесениях можно встретить упоминания о церковном поминовении умершего большевистского вождя.
Проявления в народе именно христианской скорби по скончавшемуся Председателю Совнаркома отмечены на страницах донесений из Тверской и других губерний. например, из Пскова поступило сообщение, что семьи некоторых красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах».
Подобное же зафиксировали бдительные сотрудники спецорганов в Гомеле: среди достаточно многочисленных церковных панихид по Ленину были такие, которые заказывали красноармейцы.
На Смоленщине, по наблюдениям тамошних работников ОГПУ, в некоторых храмах также служили «молебны о новопреставленном рабе Божьем Владимире», а в самом Смоленске довольно часто крестьяне, проезжая мимо государственных учреждений, на фасадах которых были вывешены портреты Владимира Ильича в траурном обрамлении, крестились на них и желали вслух покойному царствия небесного.
Были случаи, когда «сознательные граждане» устраивали поминовение умершего вождя, придумав для этого новые обряды. один из таких эксклюзивов — траурное мероприятие, проведенное в Таганроге.
В этом южном городе по инициативе красноармейцев — слушателей Высшей кавалерийской школы 1-й Конной армии, состоялось «пролетарское отпевание» бюста Владимира Ильича. Столь необычный обряд провели на центральной площади возле главного городского храма — Успенского собора. Главную роль в церемонии взял на себя красный командир Семен Наливайченко. Чтобы провести столь оригинальное «действо», он даже запасся специальным «реквизитом»: взамен наперсного креста надел вырезанную из фанеры пятиконечную звезду.
«Отпевание» закончилось тем, что все его участники хором исполнили «Интернационал», после чего ленинский бюст был торжественно захоронен прямо на площади, в нескольких метрах от стены собора. Как объявили организаторы мероприятия, в будущем на этом месте должен появиться памятник вождю. Такое пророчество в итоге сбылось: сперва, еще в довоенные годы, расширили площадь, сломав Успенский собор. А почти полвека спустя, в 1970-м, посреди нее действительно поставили памятник Ленину. Что же касается закопанного зимой 1924-го бюста, то, по мнению некоторых старожилов Таганрога, весьма возможно, что он до сих пор скрыт в земле где-то под городской площадью.