Маркетплейсы против гипермаркетов: почему власти ополчились на онлайн-продавцов - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Экономика » Маркетплейсы против гипермаркетов: почему власти ополчились на онлайн-продавцов

Маркетплейсы против гипермаркетов: почему власти ополчились на онлайн-продавцов

В последнее время маркетплейсы заняли очень заметное место в системе отечественной торговли, сильно потеснив обычные магазины. Но этот год начался для Интернет-торговли с повышенного внимания надзорных органов. К примеру, в январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Ozon и Wildberries коллективными монополистами с долей рынка в 80%. А в Госдуме заговорили о необходимости ограничения пунктов выдачи товаров, купленных онлайн. Между тем простые потребители уже привыкли к тому, что такие точки есть буквально на каждом углу. Теперь же их количество может резко сократиться. В чем причина пристального внимания властей к деятель маркетплейсов и к каким последствиям для массовых потребителей это приведет?

фото: freepik.com

Так что же происходит сейчас на огромном отечественном рынке? Почему наметился такой перекос в сторону электронной торговли? нужно ли с этим бороться, причем на самом высоком уровне? И не забыли ли при этом, как это обычно и бывает, учесть мнение и кошелек обычных людей — главных участников рынка?

В разговоре на эту животрепещущую тему приняли участие председатель комитета по развитию инвестиционной среды для бизнеса при Торгово-промышленной палате Москвы Анна Вовк, независимый эксперт товаров народного потребления Александр Анфиногенов, а также председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

— Объем Интернет-торговли в России в 2023 году вырос на 28% и достиг 6,4 трлн рублей. Можно ли назвать такой рост резким, или это было ожидаемо?

Анфиногенов: Рост ожидаемый, потому что услугами Интернет-торговли пользуется все больше людей. Тут свою роль сыграла пандемия коронавируса: этот непростой период приучил людей покупать через Интернет. онлайн-торговля будет развиваться и дальше — вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Тут можно провести аналогию с фильмами, смотреть которые люди все меньше ходят в кинотеатры. Но Спрос на фильмы не упал: их теперь смотрят в своих смартфонах. С покупками аналогичная история. Если офлайн ограничивает ассортимент и заставляет людей выбирать только среди того, что есть в торговом зале, то онлайн-продажи предоставляют возможности гораздо более широкие и, самое главное, существенно экономят время и деньги.

— Чем обусловлена привлекательность маркетплейсов для потребителей?

Вовк: Для потребителя очень важно оперативно, за приемлемую цену и в одном месте купить широкий ассортимент товаров от самого большого количества разнообразных производителей. человек может сразу сравнить характеристики товаров и быстро сделать покупку. То есть маркетплейс — это удобная система оплаты, удобная логистика и широкий выбор. Если сравнивать с вариантами офлайн-покупки, то онлайн в последнее время превалирует.

Препоны для онлайн-доставки

— Тем не менее в начале 2024 года онлайн-платформы для продажи-покупки товаров привлекли пристальное внимание ФАС. Какие претензии к маркетплейсам у властей?

Янин: Тут, мне кажется, нужно оценивать и второй показатель, помимо роста объема Интернет-торговли, который близок к 30%. Почти 88% всего товарооборота в стране приходится на традиционные магазины, автосалоны, продуктовые супермаркеты. Почему ФАС в 2024 году обратила внимание на онлайн-площадки? Я думаю, это связано с агрессивными практиками по отношению к партнерам-продавцам некоторых маркетплейсов. истории с навязыванием магазинам или пунктам выдачи своих правил, конечно, привлекли внимание ФАС. Как результат, два крупнейших маркетплейса получили маркировку, что они занимают 80% рынка. Для них это неприятно, но не фатально. Если в дальнейшем они будут вести свои торговые практики с партнерами и с поставщиками корректно, то каких-то новых шагов по сдерживанию их «экспансии» не последует. Альтернативы маркетплейсам в такой большой стране, как Россия, просто-напросто нет. онлайн-торговля будет идти вперед семимильными шагами.

Вовк: Такое пристальное внимание надзорных органов не обусловлено какими-то конкретными нарушениями. Работа ФАС — производить свою надзорную деятельность. Да, в стране идут изменения потребительского поведения. Но если маркетплейсам не будут устраивать каких-то конкретных препон, которые отразятся на их сервисе, потребителям не нужно беспокоиться. Это не отразится на удобстве пользования и на кошельке.

— О каких конкретно препонах может идти речь?

Вовк: например, закроют близлежащие пункты выдачи товаров, скажут: в этом районе может быть только одна точка. другой вариант: законодательно обяжут платить только наличными за онлайн-доставку или, наоборот, платить только картой. Если жестких ограничительных мер не последует, то россияне не почувствуют никаких изменений.

— Однако Совет Федерации направил правительству проект об ограничении доли маркетплейсов на рынке в 25% и ограничении открытия новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в случае ее превышения. С какой целью могут ввести лимит? власти попытаются уравнять условия для работы онлайн— и офлайн-магазинов?

Анфиногенов: Давайте разберемся. Привычная нам магазинная офлайн-торговля традиционно делится на рынки — есть Рынок питания, Рынок косметики, Рынок электроники и бытовой техники и так далее. Между тем в маркетплейсах все эти рынки объединены. Поэтому считать их долю традиционным способом просто неправильно. Вся эта инициатива выглядит либо проявлением агрессивного дилетантизма, либо, что еще хуже, — идет зачистка места под какого-то конкретного игрока.

Янин: Мне непонятно, как власти будут считать эти 25%. Как отделять количество кроссовок от литров сока? Это нереально. Поэтому, скорее всего, маркетплейсы получат приглашение к переговорам со стороны чиновников. Что будет дальше? Да, штрафы — это неприятно, но маркетплейсы будут развивать свои юридические службы, чтобы их отбивать. Если давление властей на онлайн-площадки будет нарастать, то те начнут диверсифицировать свои риски и инвестировать, скажем, в Узбекистан, в Киргизию, двигаться на Восток, чтобы поднять онлайн-торговлю там, где ее не кошмарят. Такой сценарий я вижу. Я также согласен с тем, что существует риск выхода на Рынок игрока с элементом конфискации. Но в чем я согласен с ФАС во всей этой истории? нужно внимательно следить за практиками между продавцами и маркетплейсами. здесь часто со стороны маркетплейсов навязываются очень невыгодные штрафы, идут задержки с возвратами денег и компенсациями по историям с потерей товара. Тут масса поводов для диалога.

— Если высказанные вами опасения подтвердятся — кто-то из крупных игроков действительно кого-то поглотит, количество ПВЗ уменьшится, — как это может сказаться на обычном потребителе?

Янин: На рядовом потребители онлайн-товаров это отразится достаточно быстро. Будет ухудшаться сервис. Меньше участников — ниже <span class="wp-tooltip" title="состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала рынки сбыта и источники сырья когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общ, выше цены. Участник-монополист, если такой появится, не будет так эффективен, и люди сразу заметят разницу.

Вовк: Надо понимать, что в нашей стране есть тренд на увеличение доходов государства. Это в полной мере касается и розничной торговли. Но все изменения происходят эволюционно. Так что для потребителей ничего не меняется.

«Заказчик — это священная корова»

— Минпромторг предложил смягчить законопроект о регулировании маркетплейсов, чтобы «не слишком закрутить гайки». Напомним, что документ о регулировании маркетплейсов внесли в Госдуму в сентябре 2023-го, и он, помимо прочего, обязывает площадки фиксировать тарифы для продавцов на год вперед, а также запрещает отключать им доступ к личному кабинету в одностороннем порядке. Какое будущее ждет данный законопроект?

Анфиногенов: Я думаю, чем больше чиновники будут погружаться в эту тему, тем больше нового они будут для себя открывать. Производители в офлайн-торговле являются самыми ущемленными. Представьте, товар стоимостью рубль продается на полке офлайн-игроков за 2 рубля. Главным выгодоприобретателем в цепочке между производителем и покупателем является сеть. В этом причина того, что в онлайн-торговле товары дешевле: там посредник-продавец, по сути, убирается. Еще раз подчеркну: для того чтобы производителю со всем своим ассортиментом быть в офлайне, то есть попасть на полку обычного магазина, ему нужно пройти семь кругов ада, и не факт, что получится. Тем временем онлайн-торговля позволяет производителю конкурировать эволюционным способом, предлагая товары разного качества, по разной цене. Поэтому будущее в любом случае за онлайном. Минпромторг это понимает лучше, чем фискальные органы. И, скорее всего, закон</span будет смягчен, а может быть, даже сильно изменен в пользу Интернет-торговли.

— Если ФАС или любое другое ведомство введет ограничения против одной или двух ведущих онлайн-площадок, что будет с уже заказанными и оплаченными товарами?

Янин: Все истории с ФАС пока находятся на начальной стадии. Если компанию не доведут до банкротства, потребители ничего не почувствуют. Не нужно волноваться, если у этих компаний что-то горит или где-то бастуют сотрудники. Все равно все деньги возвращают. Нет ни одной скандальной истории, когда бы средства не вернули. У компаний изначально четкая бизнесустановка: не решать свои проблемы за счет физических лиц. Они решают свои проблемы за счет курьеров, нарушая их трудовые права, за счет поставщиков, запуская свои марки, вводя штрафы. Но физическое лицозаказчик для всех маркетплейсов — это священная корова, которая доится аккуратно и вежливо. Но если различные ограничения попытаются распространить на все живое, что еще осталось у бизнеса в России, то ничего хорошего это потребителям не даст. Так что лучше бы <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы в сферу розничного рынка не вмешивалось.

— Привычные магазинынапример книжные — все чаще жалуются, что из-за активной ценовой политики онлайн-площадок Спрос на их товар падает. Насколько это справедливо?

Вовк: Действительно, онлайн-торговля сразу же начала конкурировать с традиционной офлайн-торговлей, отвоевывая какие-то куски ее территории. Основной метод конкуренции, как известно, цена. И действительно, изначально Издержки в онлайне меньше, так как идет экономия на торговых площадях, логистике, штате продавцов… Там всегда могут предложить более оптимальную цену своему конечному потребителю. Поглотят ли маркетплейсы офлайновые магазины в конце концов? Не думаю, но определенную долю, конечно, съедят.

— Какое будущее ждет маркетплейсы и их клиентов? товары станет сложнее покупать или придется платить больше?

Анфиногенов: Как говорил один популярный литературный герой: железный конь идет на смену деревенской лошадке. прогресс не остановить. естественно, онлайн будет развиваться. Да, он поглотит большое количество офлайна: мы уже это видим на уровне гипермаркетов, которые хиреют год от года. онлайн — это сервис удобства, экономии времени и денег. Пока нам не отключили электричество, онлайн будет развиваться и им будут пользоваться все больше и больше.

Янин: Пока отношения «маркетплейсы—потребители» складываются прекрасно. У нас четкое ощущение, что маркетплейсы являются своего рода защитниками потребителей. Но есть вопросы, которые стоит обсуждать. например, в Европе потребительские организации настаивают на том, чтобы за безопасность в работе маркетплейсов кто-то отвечал. Если продается лампочка, которая потом сжигает твой дом вместе с твоим имуществом, маркетплейс должен за это отвечать и отсеивать всякий брак. Это важно, чтобы за безопасность они отвечали. Все остальное — Рынок. прогресс действительно идет. Если будет какой-то агрессивный наезд на эти онлайн-площадки, то может быть какое-то перераспределение, товары станут дороже, а доставка — медленнее. Но в целом перспективы развития онлайн-торговли очень позитивные.

Вовк: онлайн действительно будет развиваться. прогресс будет неумолимо двигать всю эту отрасль вперед. Единственный момент: потребитель, если <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы будет активно внедряться в работу онлайн-площадок, будет за это платить. Но пока у нас есть разнообразие, существует несколько конкурирующих маркетплейсов, а не один, всегда будет возможность выбора. хотелось бы, чтобы она оставалась и дальше.

Источник

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *