«Президентский переговорный марафон» Путина: Эрдоган дождался встречи
3–4 июля Владимир Путин отправится в Астану на саммит Шанхайской организации сотрудничества. В Кремле ШОС называют одной из основных опор нового миропорядка, отрицающего гегемонию Запада. В Астане полноправным членом организации станет Беларусь, а Путин воспользуется случаем, чтобы на полях саммита обсудить с коллегами накопившиеся в двусторонних отношениях вопросы. Судя по последним заявлениям самого ВВП, больше всего таких вопросов накопилось к турецкому лидеру Реджепу Эрдогану, встреча с которым состоится в среду.
фото: kremlin.ru
Саммит ШОС в Астане еще не начался, а его итоги в общих чертах уже известны. На встрече «девятка», в которую сейчас входят Китай, Россия, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан, превратится в «десятку». Хотя Александр Лукашенко начал проявлять Интерес к вступлению в ШОС еще в 2009 году, запустить процесс удалось только два года назад. А к июлю 2024-го Беларусь наконец-то выполнила все требования, предъявляемые к членам организации.
Как объяснил помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков, Лукашенко прилетит в Астану в прежнем статусе — наблюдателя ШОС. Но к началу пленарки уже станет полноправным членом и будет выступать на заседании наравне со всеми. А вот отдельной встречи Путина и Батьки, вопреки появившимся анонсам, в Казахстане не запланировано. «Мы же совсем недавно были в Минске», — напомнил Ушаков. Впрочем, никто не помешает двум лидерам обсудить ситуацию на белорусско-украинской границе, куда, по данным минобороны республики, начали стягиваться подразделения ВСУ, за торжественным ужином, который в честь гостей даст хозяин саммита Касым-Жомарт Токаев.
Помимо полноправных членов ШОС в Астану приедут «заинтересованные» наблюдатели (Монголия) и партнеры по диалогу (Азербайджан, Катар, ОАЭ и Турция). Всего с ШОС сейчас сотрудничают 16 стран, однако остальные будут наблюдать за саммитом из дома. По личному приглашению Токаева к участникам присоединится президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, который в отличие от домоседа отца старается не пропускать международные тусовки, особенно если в них участвуют Россия и Китай.
По словам Ушакова, в Астане будет впервые опробован новый формат — «ШОС плюс». Он позволит собрать за одним столом всех высокопоставленных гостей. Уже известно, что по итогам саммита будет принята Астанинская декларация: страны ШОС выступят с инициативой «о мировом единстве за справедливый мир и согласие», приуроченной к 80-летию создания ООН. ничего антизападного от декларации ожидать не следует: большинство членов объединения, как известно, не разделяют курс на противостояние и активно развивают связи с США и ЕС. В таком же миролюбивом ключе будет составлен и второй итоговый документ — Заявление о принципах добрососедства, доверия и партнерства. Члены ШОС традиционно выступают «за все хорошее против всего плохого» — этот принцип останется неизменным и на саммите в Астане.
Однако у Владимира Путина будет возможность обсудить по-настоящему проблемные и острые вопросы. 3 июля, до того как отправиться на торжественный ужин, он проведет серию встреч с иностранными лидерами. Марафон начнется переговорами с президентом Монголии, потом эстафетную палочку подхватят лидеры Азербайджана и Пакистана. Самые важные встречи запланированы на конец дня. Путин наконец-то пересечется с Реджепом Эрдоганом (напомним, что его визит в Турцию планировался еще в конце прошлого года, но не состоялся до сих пор). Тут Кремль обещает обсуждение всего комплекса вопросов, в том числе «чувствительных». Ровно месяц назад на ПМЭФ президент открыто выражал неудовольствие той поддержкой, прежде всего военной, которую Анкара оказывает Киеву, а также сотрудничеством Турции с западными финансовыми институтами в ущерб экономическим отношениям с Россией. Товарооборот двух стран действительно упал на болезненные для Москвы 35%, и следует ожидать, что эта тема станет одной из ведущих на переговорах. Впрочем, судя по намекам Ушакова, времени, чтобы обсудить весь комплекс накопившихся проблем, в Астане не хватит. Поэтому визит Путина в Турцию не снимается с повестки дня.
Наконец, после Эрдогана президент повстречается с председателем КНР Си Цзиньпином — с китайцами проблемных вопросов меньше, но они есть. Кроме того, лидеры РФ и Китая никогда не упускают случая лишний раз понервировать Вашингтон и Брюссель своими теплыми объятиями.