Финляндия санкциями против России выстрелила себе в ногу
После начала украинского конфликта придерживавшаяся в годы «холодной войны» нейтралитета Финляндия распрощалась с прежней политикой, вступила в НАТО и активно приняла участие в антироссийских санкциях. Отказ от прагматической политики Хельсинки, безусловно, нанес вред России, но стал и собственноручно произведенным выстрелом в ногу Суоми.
фото: pixabay.com
Уже в марте 2022 года таможенная служба Финляндии констатировала, что первоначальные последствия санкций Европейского союза против Москвы привели к еще большему сокращению товарооборота между Финляндией и Россией, чем после распада Советского Союза в 1991 году.
Примерно спустя месяц после начала СВО на Украине финская таможня зафиксировала примерно 60-процентное сокращение как импорта из России, так и экспорта из Финляндии в Россию за последние две недели по сравнению с предыдущими двумя неделями до того, как ЕС начал вводить санкции, сообщил агентству Reuters директор по статистике финской таможни Олли-Пекка Пенттила.
«В 1990-е годы не было санкций, платежные операции функционировали и не было репутационных рисков для компаний. Теперь все эти три фактора стали реальностью, и это означает, что влияние, безусловно, больше, чем было в 1990-х годах», — сказал Пенттила.
По словам чиновника, больше всего пострадал оборот, связанный с товарами, подпадающими под санкции, такими как машины, оборудование и электроприборы, но даже торговля товарами, которые теоретически не были затронуты санкциями, включая бумагу, картон и энергоносители, также сократилась, свидетельствуют данные.
По данным Финского института природных ресурсов, в 2021 году финская лесная промышленность импортировала из России около 9 миллионов кубометров древесины, или около 10% от своего годового потребления.
В феврале 2024 года посол РФ в Хельсинки Павел Кузнецов в комментариях РИА Новости констатировал, что бизнес Финляндии потерял миллиарды от введения антироссийских санкций, в результате которых финские компании ушли с российского рынка, пострадали транзитная отрасль и туризм.
«Потери финских компаний от ухода из нашей страны оцениваются во многие миллиарды евро. Перекрыв практически все виды транспортного сообщения между нашими странами, Суоми лишилась весьма прибыльной отрасли – транзитной, а введенный запрет на въезд в Финляндию российских граждан серьезно ударил по туристическому бизнесу (а ведь в лучшие годы Доход от туристов из России составлял в североевропейской стране до 1,5–2 миллиардов евро).
В июне этого года, если верить данным европейской статистической службы, с Финляндией товарооборот у России сократился в 11 раз.
Оказались из-за антироссийских санкций подорваны и экономические отношения Суоми с другими странами. например, издание Regtech Times констатирует, что из-за конфликта на Украине некогда процветавшие торговые и туристические связи Финляндии с Китаем претерпевают значительные изменения. Из-за санкций, введенных Хельсинки против России, оказались перекрыты важнейшие транзитные маршруты, что подорвало российскую роль стратегического связующего звена между Китаем и Европой. Эта геополитическая перестройка, усугубленная различиями в визовой политике, привела к существенному сокращению торговли и поездок между Финляндией и Китаем.
До украинского кризиса Финляндия обладала уникальным преимуществом среди европейских стран. Ее авиарейсы могли пересекать воздушное пространство России, что значительно сокращало время и делало поездки в Китай более удобными. Это географическое преимущество сделало Финляндию предпочтительным центром для бизнеса и туризма, поскольку прямые рейсы из Хельсинки во многие города Китая способствовали быстрому передвижению. Однако с началом российско-украинского конфликта в 2022 году участие Финляндии в санкциях Европейского союза против России привело к закрытию российского воздушного пространства для ее полетов.
Изменение маршрута полета над Турцией привело к увеличению времени в пути примерно на три часа. Это изменение негативно сказалось на финской авиакомпании Finnair, которая сократила количество прямых рейсов в Китай. Такие маршруты, как Хельсинки — Чжэнчжоу, которые были открыты совсем недавно, в 2020 году, претерпели значительные сокращения, в то время как на более старом маршруте Хельсинки -Шанхай количество регулярных рейсов сократилось на 9% с 2019 года. Кроме того, шесть других прямых рейсов из Хельсинки в китайские города были полностью приостановлены, что отражает более широкое снижение спроса.
Географическое преимущество Хельсинки, которое ранее привлекало большое количество путешественников из Северной Европы, значительно подорвано. Увеличение времени в пути и стоимости авиабилетов привело к резкому падению спроса на рейсы Finnair в Китай. Эта ситуация еще более усугубляется исключением Финляндии из списка стран, граждане которых имеют Право на 15-дневное безвизовое пребывание в Китае. В то время как 11 европейских стран пользуются этой привилегией, увеличивая приток туристов из Китая, в Финляндии наблюдается резкое сокращение числа китайских туристов, которое резко сократилось с более чем 40 000 в месяц в конце 2019 года до примерно 12 000 в месяц в прошлом году.
Прекращение железнодорожного сообщения усугубило проблемы, с которыми сталкивается Финляндия. Ранее движение поездов через финско-российскую границу протяженностью 1340 км способствовало эффективной перевозке грузов из Китая в Финляндию. Однако прекращение Финляндией железнодорожного сообщения с Россией и обратно фактически прервало это жизненно важное торговое сообщение. До конфликта на Украине грузовые железнодорожные перевозки быстро росли, но сейчас этот рост приостановлен.
В целом торговля Китая с Финляндией также пострадала. Данные китайской таможни свидетельствуют о снижении товарооборота с 3,3 млрд долларов США за первые пять месяцев 2023 года до 2,6 млрд долларов США за аналогичный период 2024 года. Этот спад отражает ослабление связей с Финляндией и увеличение логистических проблем, что сказывается на объеме ее торговли с Китаем, который является пятым по величине экспортным рынком Финляндии.
Геополитические последствия также повлияли на инфраструктурные проекты. Финляндия и Эстония отложили планы строительства 80-километрового железнодорожного туннеля, соединяющего Хельсинки с Таллином. Проект, который вызвал Интерес у Китая в рамках инициативы «один пояс, один путь», был закрыт из-за опасений по поводу высокой стоимости строительства и низкой ожидаемой отдачи от инвестиций. Несмотря на первоначальный Интерес, финские официальные лица сомневались в жизнеспособности проекта, что привело к его приостановке.
Любопытный факт: почти каждый четвертый житель Суоми считает, что Финляндии и другим западным странам следует отправить солдат на Украину для помощи в вооруженном конфликте против России. Об этом свидетельствуют результаты проведенного в июне опроса медиагруппы Uutissuomalainen, в котором приняли участие тысяча финнов. Согласно опросу, за отправку войск выступает примерно четверть опрошенных, против — около 40 процентов. Почти каждый третий затруднился ответить, отмечает финская вещательная компания Yle. Среди возрастных групп самыми активными сторонниками отправки солдат на помощь Киеву оказались люди в возрасте 30–59 лет. Негативнее всего к этой идее отнеслись граждане старше 60. Наверное, они лучше помнят, чем для Финляндии закончились войны против России.