Школа выживания жителей Донецка: рассказали о сне в коридоре на полу
В Донецке снова неспокойно. Начался активный штурм укрепрайона ВСУ, который находится в Авдеевке, вплотную примыкающей к столице ДНР. Оттуда велись самые жестокие обстрелы центра города и освобождение именно этого района будет означать для дончан возвращение к мирной жизни.
фото: Соцсети
И хотя с украинских позиций снова летят снаряды по спальным районам, а звуки артиллерии не стихают целыми днями, жители Донецка встречают их уже не с растерянным ужасом, а с выработанным годами хладнокровием. Все понимают, что окончательная победа без финальной битвы за Донецк невозможна.
«В Донецке будет громко, но недолго», — такую информацию распространяют между собой оставшиеся в городе жители. Это означает, что какое-то время придется проявлять максимальную осторожность, дабы не стать жертвами обстрелов огрызающихся ВФУ, но дело близится к развязке. Само собой, официальных подтверждений этому нет, но у каждого дончанина есть свой «информатор»: воюющий кум, брат, сосед и так далее.
К финальной битве дончане давно готовы. Тревожные чемоданы с документами и минимумом вещей собраны еще весной. «Стоит в коридоре сумка для успокоения. Что в ней? Документы – паспорт, документы на квартиру. Бутылка воды, смена белья, спички, зарядка для телефона, небольшая сумма денег», — рассказывает жительница окраины Донецка Галина.
По словам девушки, сумка была собрана еще в марте, когда над центром Донецка сбили «Точку-У». Но больше для своего успокоения. Ехать Галина никуда не собирается — ждет мужа с фронта. «Если громко, выхожу в тамбур. Вот и вся безопасность. Куда я поеду без мужа? Так его хоть иногда слышу по телефону, приезжал несколько раз. А если выехать в Россию, то и связи с ним не будет».
Обстрелы города не зависят от времени суток. Поэтому на ночь многие дончане перебираются в самые безопасные места в квартирах. А это коридоры и ванные комнаты. «Поделюсь своим лайфхаком, которым пользовалась в 14-15 году, — говорит моя знакомая Наталья. — У меня в коридоре стоит сумка с документами, там же хранится еда первой необходимости, а сон происходит в коридоре у двери. И так уже несколько месяцев».
Само собой, спать на полу неудобно. Тут тоже приходится проявлять изобретательность.
«У меня матрас съемный с кровати-полуторки! Вот это вещь! — смеется Наталья. — Мы с внуком деремся за него. Иногда я уступаю. Просто вдвоем уже не помещаемся».
В каждом доме открыты подъезды и подвалы. несколько секунд, потраченные на поиски ключа, могут стоить жизни при обстреле.
«Мы попали под обстрел несколько недель назад в самом центре Донецка. Была целая компания из взрослых и детей, сидели на улице возле своего же дома. внезапно начали ложиться снаряды. Ключи от подъездов были у всех! Но пока ты вспоминаешь, в какой карман или сумку его положил, какой стороной его вставлять в замок — идет время. А во время обстрела секунды превращаются в часы. Мы так и не смогли открыть подъезд, падали на землю. Слава Богу, никого не зацепило, только колени и локти содрали. Но тогда я четко поняла смысл того, что подъезды должны быть открытыми всегда», — рассказала нам собеседница.
Еще одна привычная уже беда пришла с фронта: в результате обстрелов снова остановилась Верхнекальмиусская фильтровальная станция. Ремонт возможен только при прекращении боев. Горожан просят запастись водой.
«Очень смешно… И как это сделать, если воды и так не было?», — тоскливо вопрошают жители Донецка в соцсетях. Хотя несколько баклажек с водой «на грязный день» есть в каждом доме.
фото: Соцсети
Не мало несчастий сыплется на головы многострадальных дончан. Окраины Донецка обстреляли противопехотными минами. Коварные «лепестки» находят в жилом секторе Киевского и Куйбышевского районов. Компактные устройства, внешне действительно напоминающие крупный лист, сложно распознать в густой траве. Заряд у него не смертоносный, но легко отрывает ступню взрослому человеку.
информация о местах нахождения опасных «лепестков» активно распространяется как через официальные источники, так и пользователями соцсетей. В списке уже более десятка улиц.
«Вышел из дома на работу, и не знаешь, куда смотреть: то ли вверх, где гремит, то ли под ноги, где там неразорвавшийся снаряд или мина, — грустно шутит Наталья. — На работу или в магазин передвигаемся мелкими перебежками. Я, например, с Ямы (автостанция в центре Донецка, на которой под обстрелом недавно погибли и были ранены мирные жители. — Ред.) еду на работу. Каждый раз жутко. Но где сейчас не страшно?»
В конце Наталья добавляет традиционную для дончан фразу: «Но ничего, прорвемся!» «Нашим мальчикам там (на фронте. – Ред.) гораздо сложнее, чем нам, — отметила при нашем разговоре ожидающая мужа Галина. – Но настроение, насколько я могу судить по мужу, — боевое. значит, все будет хорошо!».