Украинская радиотехническая разведка столкнулась с «тувинским феноменом»
Середина августа на Украине обещает быть весьма жаркой. Пропрезидентские СМИ все еще обещают «решающую победу». Мол, уже практически решен «логистический вопрос» доставки в республику десятков единиц «чудо-оружия» из США и европейских союзников. Российские военные силы, согласно украинским СМИ, уже списаны в утиль и никуда не годятся.
фото: ru.wikipedia.orgShinePhantom.
При этом в украинских социальных сетях активно обсуждается необычный способ, который используют российские войска для нейтрализации украинских средств радиотехнической разведки. Якобы, во время штурма россиянами города Лиман радиоэлектронная разведка вооруженных сил Украины (ВСУ), как всегда, «ловила» переговоры противника без единой помехи. Однако «слухачи» ВСУ… не понимали в радиоперехвате ни слова. Все оттого что штурмовые подразделения российских войск общались между собой в прямом эфире исключительно на… тувинском языке.
Боец львовской Территориальной обороны с позывным «Бродяга» (который в мирной жизни трудится главредом газеты «Ратуша» и известен общественности под именем Николай Савельев) пояснил примененную военную хитрость особенностью комплектования российских военных подразделений. На Лиман наступали в основном жители Республики Тыва.
Николай Савельев, чьё подразделение воевало на Донбассе, предложил генштабовским стратегам из Киева применить аналогичную практику — запустить на передок бойцов из Закарпатья. В этом регионе по сей день используют «закарпатскую говирку», которую в лучшем случае наполовину едва понимают даже в соседних полонизированных западноукраинских регионах.
Дескать, подыскать какую-либо иную достойную альтернативу для российских средств радиотехнической разведки, тщательно отслеживающих украинский эфир, вряд ли удастся.
Прием, успешно апробированный российскими военными, на самом деле не то чтобы совсем уж оригинален. В 2002 году американцы сняли исторический фильм о воевавших с императорскими японскими войсками морских пехотинцах США. Главную роль в Windtalkers («Говорящие с ветром») исполнил культовый актер Николас Кейдж. Его герой сержант Джо Эндерс получил от командования сверхважную задачу: охранять в бою шифровальщика-индейца из племени Навахо. Параллельно другой телохранитель, сержант Пит Андерсон (его сыграл Кристин Слейтер), денно и нощно не спускал глаз с другого индейца, также владеющего основанным на языке навахо шифровальным кодом.
По сценарию, этот самый код ни при каких обстоятельствах не должен попасть к японцам. Если вдруг возникнет угроза пленения противником шифровальщиков, Эндерс и Андерсон имели секретный приказ — не раздумывая, убить своих подопечных…
В ходе все той же Второй мировой к похожему запутыванию немецких радистов прибегало и командование Советской армии. В экипажи танков включали специально подготовленных радистов-чеченцев. говорят, в 40-е годы более надежного способа шифрования не существовало!
Экс-львовянин Анатолий Мирович, ныне проживающий в Нью-Йорке, поведал в соцсети о дальнейшем совершенствовании сферы закрытой связи в оборонной отрасли СССР. Теперь на месте цеха, в котором под охраной воинов Прикарпатского военного округа Советской армии до середины 90-х годов размещалось уникальнейшее электронное оборудование, высится банальный торговый комплекс «Сундук». «Если ты не имеешь собственной связи, тебя слушают все, — констатирует Мирович. – Собственно, ничего нового в мире не происходит, что было – то и будет. Хочешь мира – готовься к войне!..»
…В начале «нулевых» годов Украина обзавелась весьма дорогостоящими американскими системами тотального контроля средств связи. Тогдашний председатель Комитета по национальной безопасности и обороне Верховной Рады Юрий Кармазин (именно в этом Комитете обсуждалась и утверждалась соответствующая статья расходов госбюджета) в разговоре с корреспондентом «МК» констатировал начало превращения постсоветской республики в «тоталитарное полицейское государство». Дескать, содержание любых переговоров оппозиционных политиков тут же становится известным офицерам украинских спецслужб, а в «особых случаях» о них докладывают лично президенту Леониду Кучме.
В подписанных обеими сторонами тогдашних документах оговаривался апгрейд, то есть постоянное обновление программного обеспечения и оборудования до самой современной версии.
Неудивительно, что буквально с первых дней Специальной военной операции СБУ, украинская территориальная контрразведка и главное управление разведки Минобороны Украины взяли себе за правило выставлять в открытый доступ какую-то часть телефонных и радиопереговоров находящихся на территории Украины российских военнослужащих. Дескать, «от нас ничего не скроешь, мы всё о вас знаем».
И вот, получается, что обычная «тувинская РЭБ» способна спутать все карты украинских «слухачей». Досадно.